[<10>] ====== Толкования на Нав. 8:33 ====== ===== Прп. Нил Синайский ===== **Весь Израиль, старейшины его и надзиратели его и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников и левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев** О тех, которые в жизни своей водятся любовью к Богу и желанием благословений, говорится, что стоят они **«близ горы»**, называемой **«Гаризин»** [[old:nav:08:33|(Нав. 8:33)]]. О тех же, которые делают добрые дела не ради благословения, благоволения и похвалы от Бога, но из страха угрожающих наказаний, говорится, что они **«близ горы Гевале»**, где изрекались проклятия не для того, чтобы под клятвою был поставленный у горы Гевале, но чтобы, видев страшные проклятия, он всеми силами остерегался подпасть под них. **//Письма на разные темы. Диакону Афонию.//** ===== Ориген ===== **Весь Израиль, старейшины его и надзиратели его и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников и левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев** Каким образом мы обращаем это историческое повествование к таинственному пониманию, показывая, кто суть вступившие на гору Гаризим, а кто - вступившие на гору Гевал? Я полагаю, что это два рода [людей], которые по вере торопятся и спешат к спасению. Одни из них, охваченные вожделением небесных обетований, проявляют предельное рвение и усердие, дабы не миновало их и малейшее блаженство, и желают не только получить благословение и достичь части и удела святых, но и предстоять Богу и всегда быть с Господом. Другие же стремятся к спасению, но не столько возгораются любовью и желанием благословений, сколько принимают это скорее во внимание, говоря: мне достаточно не попасть в геенну, мне достаточно не быть посланным в вечный огонь, мне достаточно не быть изверженным в кромешную тьму. Итак, поскольку у отдельных людей и некоторых верных столь различно намерение, мне кажется, что в этом месте показывается, что половина, вступившая на гору Гаризим, означает того, кто был избран для благословений и только тех, которые приходят к спасению не из страха перед наказанием, но желая благословений и обетований. А другая половина - вступившая на гору Гевал, где были произнесены проклятия, означают тех других, которые приходят к спасению, исполняя написанное в законе из страха перед бедами и трепетом перед наказаниями. //**Гомилии на Книгу Иисуса Навина.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Весь Израиль, старейшины его и надзиратели его и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников и левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев** См. Толкование на [[old:nav:08:30#lopuxin_ap|Нав. 8:30]] [<10>]