[<10>] ====== Толкования на Нав. 9:16 ====== ===== Ориген ===== Ст. 16-27 **А чрез три дня, как заключили они с ними союз, услышали, что они соседи их и живут близ них; ибо сыны Израилевы, отправившись в путь, пришли в города их на третий день; города же их были: Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим. сыны Израилевы не побили их, потому что начальники общества клялись им Господом Богом Израилевым. За это все общество Израилево возроптало на начальников. Все начальники сказали всему обществу: мы клялись им Господом Богом Израилевым и потому не можем коснуться их; а вот что сделаем с ними: оставим их в живых, чтобы не постиг нас гнев за клятву, которою мы клялись им. И сказали им начальники: пусть они живут, но будут рубить дрова и черпать воду для всего общества. И сделало все общество так, как сказали им начальники. Иисус призвал их и сказал: для чего вы обманули нас, сказав: "мы весьма далеко от вас", тогда как вы живете близ нас? за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего! Они в ответ Иисусу сказали: дошло до сведения рабов твоих, что Господь Бог твой повелел Моисею, рабу Своему, дать вам всю землю и погубить всех жителей сей земли пред лицем вашим; посему мы весьма боялись, чтобы вы не лишили нас жизни, и сделали это дело; теперь вот мы в руке твоей: как лучше и справедливее тебе покажется поступить с нами, так и поступи. И поступил с ними так: избавил их от руки сынов Израилевых, и они не умертвили их; и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для общества и для жертвенника Господня; - посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия, - даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы Господь** Если ты произнес настоящее, только что сказанное слово во славу Божию не от духовного просвещения и не от учения благодати Божией, то твои уста приносят жертву хваления, а твой разум обличается за неплодность вчерашней плоти. Ведь и Господь не спрятал и не повелел откладывать на завтра хлеб, который давал ученикам, говоря им: //Приимите, ядите// [[new:mf:26:26| (Мф 26:26)]]. Эта тайна, возможно, содержится в Его повелении не носить в дороге хлеб, дабы ты всегда доставал свежие хлебы слова Божия, которые носишь в себе. Наконец, те жители Гаваона осуждаются и становятся дровосеками и водоносами за то, что принесли израильтянам старые хлебы, тогда как духовный закон повелевал им всегда использовать свежие и новые [хлебы]. //**Гомилии на Книгу Левит.**// ---- Следует заметить, что еретики обычно говорят, что это место указывает на злонамеренность. Не принимая Ветхий Завет, они говорят: посмотри, насколько был бесчеловечен Иисус, сын Навинов: даровав спасение людям, пришедшим к нему с мольбой о спасении, он наложил на них печать позора и ярмо рабства. Если услышит это душа, мало наставленная в божественных Писаниях, она может тотчас ослабеть и подвергнуться опасности, так что и убежит православной веры. Ведь они не разумеют мошенничества. Иисус, глядя на меру их веры, принял решение, сообразное с их [силами]. С другой стороны, блудница Раав, которая уверовала здравой верой со всем своим домом и с глубочайшим благоговением приняла израильских соглядатаев, была целиком принята в общение и соучастие с народом, и о ней написано, что она приложилась к сынам Израилевым до сегодняшнего дня. А каким образом эти [жители Гаваона], которые не столько возжелали общения с израильским народом, сколько, вострепетав от страха перед своей погибелью, пришли к Иисусу с хитростью и обманом, могли рабским лукавством снискать свободу жизни и соучастие в царстве? Наконец, хочешь ли ты узнать, что Иисус назначил им положение, достойное бесславия их разума? Они сами говорят, что мы слышали, что сотворил с вами Господь на Чермном море и в пустыне. И хотя они сказали это и признались, что слышали и знают о божественных чудесах, тем не менее ничего не сделали от удивления таким силам. И поэтому Иисус, видя их ничтожно малое расположение к вере, справедливейшим образом соблюдает сдержанность в их отношении, чтобы они заслужили спасение; они принесли мало веры и не получили вершины царства и свободы за то, что их вера не прославилась никаким стремлением к делам, потому что //вера без дел мертва//, как возвещает апостол Иаков [[new:iak:02:26| (Иак 2:26)]]. //**Гомилии на Книгу Иисуса Навина.**// [<10>]