[<10>] ====== Толкования на Нав. 12:15 ====== ===== Ориген ===== **один царь Ливны, один царь Одоллама** См. Толкование на [[old:nav:12:01#origen| Нав. 12:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **один царь Ливны, один царь Одоллама** О г. //Ливне// -[[old:nav;10;29| Х:29]]. //Одоллам//, по [[old:nav;15:35|XV:35,]] находился в уделе Иудина колена, именно в равнине (33), следовательно, на запад от гор этого колена, где находились //Лахис// [[old:nav;15:39|(ХV:39)]] и //Макед// (41). В первой [[old:nav;23:11|(XXII:1)]] и второй[[old:nav;23:13| (XXIII:13)]] книгах Царств сообщена та особенность города или местности, носившей то же название, что здесь находилась Одолламская пещера, в которой скрывался Давид после своего бегства от гефского царя и во время преследования со стороны Саула. Таким библейским указаниям соответствует деревня Дейр Дуббан, в 2 часах пути от Елевферополиса [[old:nav;10:29|(X:29)]], около которой в известковых горах находится весьма много пещер, которые могли послужить убежищем для Давида, когда он удалился из Гефа, находившегося невдалеке от этой местности [[old:nav;11:22|(XI:22)]]. Это представление о месте Одоллама, названного в данном месте, подвергается, однако, сомнению со стороны некоторых ввиду того, что в указанном месте 2-й кн. Царств Одолламская пещера представляется находящейся недалеко от Вифлеема. В двух часах пути от последнего в деревне и долине Харейтун находится действительно целый ряд пещер, соединенных между собою переходами. На месте этих Харейтунских пещер и указывается некоторыми Одоллам, названный в кн. Иисуса Навина. В отечественной литературе представление об Одолламской пещере, как находившейся около Вифлеема, принято проф. А. А. Олесницким [«Святая Земля», II:94–95.]. Преобладающим, однако, представлением исследователей библейской географии Палестины остается то, что г. Одоллам, согласно с [[old:nav;15:35|XV:35]], находился на равнине (Шефела), на западной стороне Иудиных гор. [<10>]