[<10>] ====== Толкования на Нав. 24:29 ====== ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет** Теперь для нас время выяснить степень целомудренности Иисуса. Написано, что Моисей имел жену. <...> Покажите мне таким же образом, что и Иисус, сын Навин, имел либо жену, либо детей, и, если ты это сделаешь, я признаю себя побеждённым. Он, конечно же, получил лучшую долю в уделе Иуды, и умер... <...> И был погребён в Фамнаф-Сараи, что означает «самое совершенное владычество» или «среди тех, кто под новым покрывалом», чтобы обозначить толпы дев, покрытых помощью Спасителя на горе Ефремовой, то есть на горе плодоносной; к северу от горы Гааша, что истолковывается как «возмущение», //ибо гора Сион; на северной стороне её город великого Царя// [[old:ps:047:03|(Пс 47:3)]] - всегда противостоит козням и при каждом испытании восклицает: //едва не поскользнулись стопы мои// [[old:ps:072:02|(Пс 72:2)]]. Книга, в названии которой имя Иисуса Навина, заканчивается его погребением. Но в книге Судей мы снова читаем о нём, будто бы он воскрес и вернулся к жизни, и дела его перечисляются. И мы читаем: //И отпустил Иисус народ, каждого в свой удел// [[old:nav:24:28|(Ис. Нав 24:28)]], чтобы владеть своей землёй. //И служил Израиль Господу во все дни Иисуса// и далее [[old:nav:24:31|(Ис. Нав 24:31)]]. Тут же говорится: **После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет**. Вот, Моисей лишь увидел землю обетования, но войти не мог, //и умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня// [[old:vtor:34:06|(Втор 34:6)]]. Давайте сравним, как каждый из них погребён. Моисей умер в земле Моавитской, Иисус - в земле Иудейской. Первый похоронен в долине против дома Фегора, что переводится как «опорочение», поскольку еврейское слово Фегор соответствует слову Приап; второй погребён на горе Ефремовой к северу от горы Гааша. За самыми простыми выражениями Священного Писания всегда стоят высокие смыслы. Среди иудеев принято было хвалиться детьми и чадородием: неплодная женщина, не имевшая потомка у Израиля, подвергалась проклятию, напротив, благословен был тот, чьё семя было среди Израиля и чьи домашние были в Иерусалиме. И частью высшего благословения было: //Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей// [[old:ps:127:03|(Пс 127:3)]]. Итак, могила его описывается как место в долине напротив дома идола, который в некотором роде имеет отношение к похоти. Мы же, сражаясь под водительством Иисуса, даже до сего дня, не знаем, где погребён Моисей. Ибо мы презираем Фегор и всю порочность его, зная, что те, кто во плоти, угодить Богу не могут. И Господь до потопа сказал: //Не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть// [[old:gen:06:03|(Быт 6:3)]]. Вот потому Моисея, когда он умер, оплакивал народ Израиля, но Иисуса, как идущего к победе, не оплакивали. Брак заканчивается смертью; девственность после неё увенчивается короной. //**Против Иовиниана.**// [<10>]