[<10>] ====== Толкования на Неем. 1:2 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 2-3 **И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем** Неемия означает «Господь - Утешитель» или «утешитель от Господа». Ибо Неемия восстановил стены Иерусалима и, освободив народ от притеснений врагов, вернул его к соблюдению закона Божьего, и потому ясно, что и словом, и делом, и самим собой он не напрасно означает Посредника между Богом и человеком Иисуса Христа, Который и Сам указывает, что был послан утешить нищего духом, когда, собираясь взойти на Небеса, говорил Своим ученикам: //Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя// [[new:in:14:16|(Ин 14:16)]]. И псалмопевец показал, что Им восстановлен будет святой град Божий, то есть Церковь, и плачущие утешатся, когда сказал: //Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля. Он исцеляет сокрушенных сердцем// [[old:ps:146:02|(Пс 146:2-3)]] и так далее. ...Неемия пишет, что находился в крепости Сузы, когда к нему пришли люди с известиями об Иерусалиме. Сузы - престольный город Персидского царства, как мы читаем в Книге Есфири. И не только Есфирь, но и пророк Даниил называет его крепостью, «не потому, что сам город является крепостью, ибо, как мы установили, это - престольный город, к тому же очень величественный, но потому, что построен он прочно и выглядит как крепость». [Название] Сузы истолковывается как «верховая езда» или «возвращение». Название хорошо подходит для защиты умов верующих, особенно тех, кто пекутся о пленении Иерусалима, то есть о спасении похищенных по случаю из Церкви дьявольскими уловками и снова возвращающихся через раскаяние в Церковь по благодати Божьей. Такие люди возвращаются в крепость, то есть всей силой разума они призваны снова [оставить] самые низкие наслаждения и стремиться к небесной отчизне, которую потеряли через своего прародителя. Такие люди составляют мощнейшую конницу святых сердец, несущую Бога своим всадником, согласно речённому пророком: //Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные// [[old:avm:03:08|(Авв 3:8)]]. Ибо Господь действительно восходит на коней, когда просвещает сердца проповедников благодатью милости Своей, дабы направлять их. И движение колесниц Его - спасение, потому что Он не только ведёт к вечному спасению тех, над кем восседает правителем, но и, чтобы восседать над остальными, через [первых] делает их сопричастниками того же вечного спасения. **//Комментарии на книги Ездры и Неемии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме** //И пришел Ханани, один на братьев моих.// Хотя Ханани мог быть назван братом Неемии и в широком смысле, как его соплеменник, однако в виду [[old:neem:07:02|VII, 2]] следует считать его братом в собственном смысле. Отсюда путешествие Ханани в Иерусалим и затем возвращение в Сузы является свидетельством того, что любовью к священному городу и участием к судьбам народа иудейского была проникнута вся семья Неемии. Неемия стал расспрашивать возвратившегося брата об уцелевших иудеях, которые остались от плена, т.е. о членах восстановленной общины, о потомках тех, которые пережили плен. [<10>]