[<10>] ====== Толкования на Неем. 1:3 ====== =====Беда Достопочтенный===== **И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем** Буквальное значение ясно. Казалось, что оставшиеся после пленения [израильтяне] живут в мире, ибо царь Персидский проявлял себя как их друг и незадолго до этого отправил к ним писца Ездру с посланием, дабы он осуществлял контроль над всей территорией за рекой. Тем не менее они находились в большом смятении, потому что недруги обвиняли их и святой город всё ещё лежал в руинах. И даже теперь в святой Церкви людей справедливо упрекают и призывают к совести, когда они, раскаявшись в своих прежних злодеяниях, взирают на то, что их ближние продолжают быть рабами греха. Через небрежение тех, кто, исправившись, могли бы принести пользу многим, дьявол свободно входит в Церковь, словно через стены разрушенного города. Что ещё более плачевно, так это то, что они, кому должно быть полезными через учение и личный пример, показывают наблюдающим их образец самоуничтожения неправедным образом жизни. Вот что означает тот факт, что ворота Иерусалима были уничтожены вражеским огнём: те, кто должны доброй жизнью и учением вводить достойных людей в собрание избранных, а недостойных изгонять [из него], вместо этого гибнут в огне алчности, стяжательства, гордости, гневливости, зависти и других пороков, которые не замедлит внушить злейший враг. **//Комментарии на книги Ездры и Неемии.//** См. также Толкование на [[old:neem:01:02#beda_dostopochtennyj|Неем. 1:2]] =====Лопухин А.П.===== **И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем** Ханания и прибывшие с ним сообщили Неемии, что община иудейская находится в великом бедствии и в уничижении **и стена Иерусалима разрушена и ворота сожжены огнем**. Очевидно, в ст. 3 речь идет не о разрушении Иерусалима халдеями, как думает, напр., Розенцвейг, потому что в таком случае было бы непонятно, зачем сообщают Неемии о событии, которое ему известно; затем, такое старое известие не могло столь сильно потрясти Неемию, как это сообщается далее. Относить вместе с Эвальдом приведенные слова к предполагаемому разрушению стен при Зоровавеле также нельзя, как потому, что и о построении их мы не имеем известия, так и потому, что от этого события прошло бы уже 70 лет, и о нем Неемия не имел бы нужды спрашивать. По-видимому, в рассматриваемом стихе речь идет о событии недавнем, о том разрушении стены Иерусалима, которое, вероятно, сделано было наместником Самарии Рехумом на основании полученного им царского повеления остановить постройку стен [[old:ezd:04:23|(1 Езд 4:23)]]. [<10>]