[<10>] ====== Толкования на Неем. 3:1 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== **И встал Елияшив, великий священник, и братья его священники и построили Овечьи ворота: они освятили их и вставили двери их, и от башни Меа освятили их до башни Хананела** Елияшив в то время был первосвященником. Он был сыном Иоакима, который после своего отца Иисуса, первосвященника, сына Иоседека, сам долгое время увенчан был знаками первосвященства. И надо было, чтобы восстановление города началось с первосвященника и его братьев, дабы облечённые высшей властью своими добрыми делами стали примером для всех. <...> Вот, говорится, что они освятили построенные ворота. Такова и есть обязанность священников - отмечать свои дела как более достойные через специальное освящение и делать это настоятельно, дабы те, кто присоединяются к ним, освящали имя Господне добропорядочной жизнью. //**Комментарии на книги Ездры и Неемии.**// ===== Лопухин А.П. ===== //Восстановление Неемией стен Иерусалима и перечень лиц, потрудившихся над этим делом// III гл. кн. Неемии, описывающая построение т. н. второй стены Иерусалима и называющая много мест в нем, имеет чрезвычайно важное значение для изучения топографии свящ. города в период библейский. Но, к сожалению, указания рассматриваемой главы не везде определенны. Равным образом, не во всех пунктах тверды и те представления о топографии древнего Иерусалима, которые составлены на основании других свидетельств и в особенности на основании раскопок. Исследованиями Вильсона на юго-зап. холме, раскопками Уоррена вблизи площади храма, Гутэ - на Офеле, Русского Палестинского Общества на северо-зап. стороне древнего города, трудами Английского Палест. Общества и многолетними работами архитектора Шика выяснено немало спорных вопросов, связанных с местоположением Иерусалима. Но все-таки и доселе в этой области остается много проблематического. Вследствие этого, а также по причине неполноты текста III гл. Неемии и вероятной поврежденности его, топографические указания главы не всеми исследователями понимаются одинаково и некоторые отдельные пункты стены Неемии, названные в рассматриваемом месте, могут быть указаны только предположительно. Описание стены в III гл. начинается с Овечьих ворот, лежавших на северной стороне, недалеко от сев.-вост. угла храмовой площади. Далее отмечаются в западном направлении отдельные пункты стены (башни Меа и Хананела, ворота Рыбные, Старые), которые все находились на северной стороне. Поворачивая к юго-зап., стена, как видно из последующего описания, приближалась к старой (Соломоновой) северной стене, с которой она соприкасалась, вероятно, вблизи теперешней башни Давида, отождествляемой с упоминаемой у Неемии Печной башней. Отсюда стена шла прямо к югу до юго-зап. оконечности юго-зап. холма и направлялась по краям его. Вблизи названной оконечности были ворота Долины, а на востоке от них, на юго-вост. углу упомянутого холма - ворота Навозные. На южной стороне города, пересекая долину Тиропеон, стена подходила к юго-вост. холму, на южной оконечности которого, вероятно, были ворота Источника. С этого пункта поворачивала к северу и шла параллельно Кедронской долине. В этой (восточной) части стены, на юго-восток от храма, находились, по-видимому, Конские ворота. Достигнув сев.-вост. угла храмовой площади около угольного жилья [[old:neem:03:31|(ст. 31)]], стена загибала на запад и подходила к недалеко отстоявшим от угла Овечьим воротам. Для производства работ пространство стены, как видно, было разделено на 42 участка, которые не были одинаковой величины и, очевидно, были сообразованы с количеством работы над стеной. Участки были разобраны частными лицами, родами, товариществами и землячествами (жителями одной местности). По мнению Шика, в некоторых местах строилась двойная стена. Отсюда встречающиеся в [[old:neem:03:11|ст. 11,]] [[old:neem:03:19|19,]] [[old:neem:03:24|24]] замечания на втором участке Шик понимает как указания на внешнюю стену. Для уяснения III гл. важна обширная литература по топографии Иерусалима. См. Богосл. Энциклоп. т. VI, с. 443-484 (Иерусалим); проф. А. А Олесницкий, Иерусалим и его окрестности (Св. Земля ч. 1), Киев 1875; он же, по вопросу о раскопках 1883 г. на русск. месте в Иерусалиме. Сжатый, но обстоятельный обзор результатов новейших исследований в применении к указаниям III гл. Неемии представл. в комментарии Рисселя. Упоминаемый в ст. 1 первосвященник Елиашив был сыном Иоакима и внук современника Зоровавеля Иисуса (ср. [[old:neem:12:10|XII, 10]]). Уже из того обстоятельства, что первосвященник и братья его строили Овечьи ворота (schaar hazzon), можно заключать, что эти ворота находились вблизи храма. Такое заключение подтверждается местом [[old:neem:12:39|XII, 39]]. Название дано было воротам или потому, что через них прогонялись в город стада овец, потребных для пищи и для жертвоприношений, или потому, что недалеко от них находился рынок для овец. По многим указаниям, Овечьи ворота находились приблизительно на месте ворот, которые теперь называются у христиан воротами Стефана (так как, по преданию, недалеко от них был побит камнями первомученик Стефан), или воротами Марии (как ведущие в долину Кедронскую или долину Марии), а у других жителей Драконовыми воротами. //И от башни Меа освятили их до башни Хананела.// Мысль, выраженная в тексте не вполне ясно, по-видимому, такая: они построили стену до башни Меа, которую освятили, и потом строили от башни Меа до башни Хананела. Об освящении последней не говорится, вероятно, потому, что построение ее не лежало на обязанности священников. Название башни Меа, упоминаемой еще в [[old:neem:12:39|XII, 39]], произошло, вероятно, от того, что она имела какое-то отношение к числу 100, - может быть была 100 локтей высоты, или вмещала 100 человек. О башне Хананела упоминается еще в [[old:neem:12:39|Неем XII, 39;]] [[old:ier:31:38|Иер XXXI, 38]] и [[old:zah:14:10|Зах XIV, 10]]. По этим указаниям, башня образовывала угольный пункт города, противоположный так наз. "угольным воротам", и была выдающимся пунктом именно в северо-вост. части стены. Название свое башня получила, можно думать, от имени строителя. [<10>]