[<10>] ====== Толкования на Неем. 4:1 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== **Когда услышал Санаваллат, что мы строим стену, он рассердился и много досадовал и издевался над Иудеями** Очевидно, что это гнев еретиков, слова тех, кто напрасно называют себя самаритянами, то есть стражами закона Божьего, несмотря на то, что они сильно противостоят Богу и законам Его: будучи давно отделёнными от дома Давидова, то есть от единства Христа и святой Церкви, ересями, расколами и нечестием, они страшатся видеть воздвигаемые стены веры, дабы их собственное нечестие не оказалось поверженным и исторгнутым. Такова насмешка всех тех, кто //говорят, что знают Бога, а делами отрекаются// [[new:tit:01:16|(Тит 1:16)]], ибо действительно самаритяне служили Господу, но не отвергали при этом своих прежних богов. С типологической точки зрения, им сегодня уподобляются те христиане, которые считают богом собственное чрево и преследуют любостяжательство (апостол чётко называет его служением идолам), и, оставаясь рабами прочих соблазнов мира, служат более твари, нежели Творцу, //Который благословен во веки// [[new:rim:01:25|(Рим 1:25)]]. Подобно еретикам такие люди не хотят, чтобы восстановлены были стены Церкви, если растущее благочестие станет вынуждать их отступать от своего нечестия. Такие быстры назвать иудеев, то есть исповедников веры, слабыми и утверждать, что с лёгкостью язычники опрокинут иудеев, потому что в каждодневном сражении душ они более любят грех, нежели снискание победного венца добродетелей. **//Комментарии на книги Ездры и Неемии.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **Когда услышал Санаваллат, что мы строим стену, он рассердился и много досадовал и издевался над Иудеями; и говорил при братьях своих и при Самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие Иудеи? неужели им это дозволят? неужели будут они приносить жертвы? неужели они когда-либо кончат? неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные? А Товия Аммонитянин, бывший подле него, сказал: пусть их строят; пойдет лисица, и разрушит их каменную стену** //Впечатление, произведенное началом постройки стены на врагов иудеев, и замыслы их// Первые 6 ст. IV гл. во многих изданиях Библии составляют окончание гл. III-й. - Начало постройки стены вызвало у враждебных иудеям соседей чувство злобы и желание препятствовать постройке. Санаваллат, имея в виду ослабить энергию иудеев, в кругу самарийской знати насмехался над их предприятием, представляя его несбыточной мечтой. Слова Санаваллата: //неужели им это дозволят// (hajaazbu lachem) не ясны, так как подлежащее при глаголе hajaazbu (дозволять) не указано. По контексту речи и соответственно значение глагола asav в других местах (Пс X, 14 [церковносл. и рус. перевод - [[old:ps:009:35|Пс IX, 35]] - прим. ред.]), в словах Санаваллата нужно видеть насмешку над верой иудеев в помощь Божию: "неужели они (иудеи) предоставляют себя (в деле постройки) Богу", т.е. неужели надеются, что Бог совершит за них непосильное для них предприятие? Неужели они думают помочь себе жертвами? **//Толковая Библия.//** [<10>]