[<10>] ====== Толкования на Неем. 7:1 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 1-3 **Когда стена была построена, и я вставил двери, и поставлены были на свое служение привратники и певцы и левиты, тогда приказал я брату моему Ханани и начальнику Иерусалимской крепости Хананию, ибо он более многих других был человек верный и богобоязненный, и сказал я им: пусть не отворяют ворот Иерусалимских, доколе не обогреет солнце, и доколе они стоят, пусть замыкают и запирают двери. И поставил я стражами жителей Иерусалима, каждого на свою стражу и каждого напротив дома его** И в духовном смысле тоже, когда построены стены Церкви, то есть призваны к вере новые народы или исправлены заблуждавшиеся, тут же должны быть установлены двери правильного учения, дабы древний враг, ходящий, //как рыкающий лев// [[new:1pet:05:08|(1 Пет 5:8)]], не оказался в состоянии ворваться в стадо верующих. И для охраны этих ворот нужно назначить привратников, певцов и левитов; ясно, что все эти типы соответствуют святым учителям. Ибо привратники - те, кто получили //ключи Царства Небесного// [[new:mf:16:19|(Мф 16:19)]], дабы впускать достойных и смиренных и препятствовать вхождению в град Небесный гордецов и нечестивцев, говоря им: //Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом// [[new:act:08:21|(Деян 8:21)]]. Певцы же - те, кто благочестивым голосом возвещают слушающим их сладость той самой небесной отчизны; а левиты - те, кто всегда остаются бдительными в отношении соблюдения культа Бога. И вот Неемия повелел: **Пусть не отворяют ворот Иерусалимских, доколе не обогреет солнце** [[old:neem:07:03|(Неем 7:3)]], то есть в течение всей ночи. Конечно, под покровом темноты мог ворваться враг, либо случайно кто-то из жителей мог выйти и оказаться схваченным врагом или убит. Сходным образом в течение ночи этого века стражи душ должны поступать мудро, чтобы не отступать от набожной жизни и не проник дьявол, внося смятение в братство верующих, уловляя и губя кого-то из них. Когда же //взойдет Солнце правды// [[old:mal:04:02|(Мал 4:2)]] и воссияет свет будущего блаженства, тогда уже не будет нужды в самоограничении, ибо врагам уже не будет дана возможность нападать на верующих или искушать их, поскольку вместе с вождём своим они будут осуждены на вечное наказание. Потому в Откровении о будущей славе святого града Иоанн говорит: //Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет// [[new:otkr:21:25|(Откр 21:25)]]. Стражи душ не должны назначаться из недавно обращённых или из общей массы, но из тех только, кто, освободившись милостью Божьей от сражений с пороками, уже научили себя быть мыслями в Иерусалиме, то есть в видении спокойствия мира, и кто могут сказать вместе с апостолом: //Наше же жительство - на небесах// [[new:fil:03:20|(Флп 3:20)]]. Об этих людях хорошо сказано, что они назначались каждый **на свою стражу**, то есть так, чтобы по завершении пути их ухода с этого света, на их место тут же избирались другие, дабы направлять верующих. И дабы ни в какое время не случилось недостатка тех, кто пытаются хранить бдительность ради мира святой Церкви из-за //страха ночного// [[old:pp:03:08|(Песн 3:8)]], ибо истина пророческих слов, в которых говорится той же самой Церкви: //Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои// [[old:ps:044:17|(Пс 44:17)]], не прейдёт до скончания мира. И хорошо добавлено: **каждого напротив дома его**. Ибо стража святой Церкви только тогда осуществляется должным образом, когда каждый проявляет заботу о всех верующих, но особенно тщательно печется о тех, за кого он отвечает по воле Бога. **//Комментарии на книги Ездры и Неемии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Когда стена была построена, и я вставил двери, и поставлены были на свое служение привратники и певцы и левиты** //Меры, принятые Неемией для охранения безопасности в городе// Ввиду замыслов врагов Неемия принял строгие меры к охране города и храма. //И поставлены были на свое служение привратники и певцы и левиты.// По древнему установлению привратники должны были охранять храм и следить за открытием и закрытием ворот, через которые был вход на храмовую площадь [[old:1par:09:17|(1 Пар IX, 17-27;]] [[old:1par:26:12|XXVI, 12-19)]]. Исчисление пунктов, занятых привратниками в послепленное время, дается в трактате Мишны Middot I, 1. Как видно, по случаю тревожного времени, Неемия привлек к охране храма, кроме привратников, также певцов и прочих левитов, хотя охрана храма не входила в их обязанности, определенные законом. Вероятно, труды были разделены так, что привратникам поручена была охрана храмовых ворот, а певцы и другие левиты вместе с жителями Иерусалима наблюдали за безопасностью в городе. [<10>]