[<10>] ====== Толкования на Неем. 8:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== **Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю** //Собрание народа дня чтения книги закона// //Когда наступил седьмой месяц.// Времени совершения важных событий, описанных в гл. VIII-X, писатель точно не обозначает. В самом содержании гл. VIII-X также нет ясных указаний на год, к которому эти главы относятся. Вследствие этого между исследователями по данному пункту существует разногласие. Во [[old:2ezd:09:37|2 Езд IX, 37-55]] повествование о чтении закона в седьмой месяц следует за известием об изгнании, по настоянию Ездры, жен иноплеменниц, о чем идет речь в [[old:ezd:09:start|1 Езд IX-X]]. Принимая во внимание это, некоторые исследователи рассматриваемый раздел [[old:neem:08:start|(Неем VIII-X)]] считают прямым продолжением [[old:ezd:09:start|1 Езд IX-X]]. Ход событий в таком случае представляется так: в 5 мес. 7 года Артаксеркса 1 Лонгимана (458 до Р.Х.) Ездра прибыл в Иерусалим [[old:ezd:07:08|(1 Езд VII, 8)]]; в 20 день девятого месяца того же года состоялось народное постановление об удалении жен иноплеменниц [[old:ezd:10:09|(1 Езд X, 9)]]; осуществление постановления заняло время до конца года [[old:ezd:10:17|(1 Езд Х, 17)]]; в седьмом месяце следующего года, т.е. второго по прибытии Ездры, были собрание и события, описанные в [[old:neem:08:start|Неем VIII-X]] (Фриче, Винклер). Против изложенного взгляда на хронологическую дату [[old:neem:07:start|Неем VII-X]] справедливо, однако, указывают на следующее: а) по изложенному взгляду происшествия, описанные в [[old:neem:08:start|Неем VIII-Х]], произошли, до прибытия Неемии. Между тем в [[old:neem:08:09|VIII, 9]], [[old:neem:10:01|X, 1]] мы имеем сообщение об участии в событиях Неемии, причем нет никаких оснований эти сообщения ([[old:neem:08:09|VIII, 9]]; тогда Неемия, он же Тиршафа; [[old:neem:10:01|X, 1]]: Неемия-Тиршафа) считать позднейшими глоссами; б) при изложенном взгляде на [[old:neem:08:start|Неем VIII-X]] помещение глав в книге после описания деятельности Неемии является мало понятным. Ввиду этого другие авторы (Риссель, Келер) полагают, что нет основания разрывать связь VIII-X гл. кн. Неемии с непосредственно им предшествующими. Отсутствие обозначения года в начале VIII-й гл. ("когда наступил седьмой месяц") дает основание заключать, что писатель говорит о том же годе, о котором шла речь выше, т.е. о годе окончания стены [[old:neem:06:15|(VI, 15)]]. //Седьмой месяц// (ст. 1) - есть следующий (тисри) за шестым (улом). При таком понимании хронологической даты ст. 1 недоумение может возбуждать то обстоятельство, что Ездра выступил с проповедью закона, составлявшей (по [[old:ezd:07:start|1 Езд VII]]) цель его прибытия в Иерусалим, только по прошествии 12-ти лет. Но это недоумение удовлетворительно разъясняется, если принять во внимание те неблагоприятные условия, при которых должен был действовать Ездра по прибытии в Иерусалим, - его борьбу с врагами народа, заботы об устроении внешней жизни общины и т.п. Только прибытие Неемии и устроение стен города, обезопасив положение народа, дали возможность Ездре выступить на дело утверждения в народе духа законности. Имело значение в данном случае, без сомнения, желание Ездры, чтобы в народе постепенно подготовлена была почва для усвоения закона, для чего, конечно, требовалось время. Местом собрания народа, по ст. 1, послужила площадь перед Водяными воротами (ср. [[old:neem:03:26|III, 26]]). В [[old:2ezd:09:38|2 Езд IX, 38]] местом собрания народа представляется пространство пред восточными воротами храма. Если Водяные ворота отождествлять с нынешними Золотыми, то, значит, местом собрания была площадь между Золотыми воротами и восточными воротами храма, ведшими во внешний двор. //И сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу Закона Моисеева.// Таким образом, инициатива изучения закона исходила от самого народа, и Ездра мог теперь приступить к осуществлению цели своего прибытия в Иерусалим с надеждой на успех. [<10>]