[<10>] ====== Толкования на Неем. 9:6 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются** См. Толкование на [[old:gen:01:01#svt_filaret_drozdov |Быт. 1:1]], [[old:gen:02:01#svt_filaret_drozdov |Быт. 2:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются** //Покаянная молитва Ездры// Начинающаяся со ст. 6 покаянная молитва в греч. тексте предваряется не имеющимся у мазоретов замечанием καὶ ἔιπεν Εσδρας, и сказал Ездра. Таким образом, греческие переводчики понимали повествование в том смысле, что после левитов выступил Ездра и произнес приводимую в ст. 6-37 молитву. Кейль возражает против такого понимания и считает замечание LXX καὶ ἔιπεν Εσδρας неудачной конъектурой. По его мнению, молитва является не речью одного лица, а исповеданием целой общины, так как молящийся говорит о себе во множ. числе ([[old:neem:09:09|ст. 9]]: "отцы наши", [[old:neem:09:33|ст. 33]] "мы"). Но подобная форма речи понятна, если иметь в виду, что молящийся выступает от лица общины. Случайное опущение краткого замечания "и сказал Ездра" в евр. тексте также вполне понятно. Излагаемая в ст. 6-37 молитва Ездры обыкновенно называется покаянной. Но, собственно, гласным предметом ее является прославление Бога за Eго завет с народом израильским и милости к нему. В молитве указываются те величайшие блага, которые получил народ во имя завета. Вместе с этим изображается и отношение к Иегове народа. В ст. 6-8 указывается тема молитвы: Господь, Творец и Вседержитель, избрал Авраама и заключил с ним завет - дать семени его землю ханаанскую и исполнил свое обетование. Эта тема раскрывается в четырех строфах ([[old:neem:09:09|9-15]], [[old:neem:09:16|16-25]], [[old:neem:09:26|26-31]], [[old:neem:09:32|32-37]]), причем для раскрытия ее приводятся факты из прошлой истории Израиля, а в заключение показывается милость Божия к народу в его теперешнем положении. //Небо, небеса небес.// Чтобы рельефнее выставить божественное всемогущество, понятие неба усиливается прибавлением - //небеса небес// (ср. [[old:vtor:10:14|Втор Х, 14]]; [[old:3ts:08:27|3Цар VIII, 27]]; [[old:2par:02:05|2Пар II,5]]; [[old:2par:06:18|VI, 18]]), а понятие земли - словами// море и все, что в нем// (ср. [[old:ps:145:06|Пс CXLV, 6]]). Все воинство их: указание на небо (ср. [[old:gen:02:01|Быт II, 1)]]. Небесные воинства Тебе поклоняются. В этом выражении уже небесными воинствами, как и в [[old:ps:148:02|Пс CXLVIII, 2]]; [[old:ps:102:21|CII, 21,]] называются ангелы. [<10>]