[<10>] ====== Толкования на Ос. 1:11 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И соберутся сынове Иудины, и сынове Исраилевы вкупе, и поставят себе власть едину, и изыдут от земли, яко велик день Иезраелев** И это, как увидим, исполнилось и исторически и духовно. Жители Самарии, то есть, Израиль, а также и жители Иерусалима, то есть, Иуда и Вениамин, как военнопленные, находились в пределах Персов и Мидян. Когда же Кир, сын Камбиза, овладев Вавилоном и получив власть над Персами, отпустил Израиля и Иуду и повелел им идти домой с своими священными сосудами, тогда они пришли во Иерусалим и стали жить наконец, уже не отделяясь друг от друга, как это было до плена, и не имели каждый своих особых царей. Все единодушно принадлежали к одному Иерусалиму, имея в то время своим вождем Зоровавеля, сына Салафиилева, который был из колена Иуды, а великим первосвященником — Иисуса, сына Иоседекова. Тогда они восстановили божественный храм и стали заботиться об устроении своих жилищ. Посему, **соберутся**, говорит, **сынове Иудины и сынове Исраилевы вкупе, и поставят себе власть едину и изыдут от земли**, дабы ты разумел землю иноплеменников, в которую они были отведены иноплеменниками. Но выражение: **яко велик день Иезраелев** не соответствует историческому повествованию, и потому там говорит, Израиль назовется народом Божиим, хотя за свое великое нечестие и назван был //не людие//, как уже мы говорили об этом прежде. Тогда **соберутся** и сами **сынове Иудины**, то есть все наконец множество Иудеев, какое окажется на лицо в последние времена. И все будут под одною властью, то есть, под властью Христа. Это и предвозвестил Бог всяческих устами пророка Иезекииля, говоря о Христе: //и восставлю им пастыря единаго, и упасет я, раба моего Давида, и будет им пастырь// [[old:iez:34:23|(Иезек. 34, 23)]]. Давидом же называет Христа, по плоти родившегося от семени Давида. Итак после того, как будет уже призвано множество язычников, наконец введен будет и Израиль и все будут под одною властью. И **изыдут**, говорит, **от земли**. Эти слова, думаю, указывают правомыслящим или на то, что всецело подчинившиеся игу Спасителя будут всячески удаляться от земных помышлений и побеждать плотские пожелания, (а что таковы все, покорившиеся игу Христову, в этом удостоверит и блаженный Давид, говоря: //яко Божия державнии земли зело вознесошася// и также Павел: //иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми//, или на то, что они получат воскресение из мертвых, ибо однажды и Христос сказал: //аминь глаголю вам, яко веруяй в Мя, аще и умрет, оживет//[[new:in:11:25| (Иоан. 11, 25)]]. Но при этом необходимо возникает вопрос: ужели неверующие, скажи мне, останутся мертвыми и не восстанут вместе с другими? Каково в этом отношении преимущество уверовавших во Христа, это показал нам сам Спаситель, так говоря: //тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох, да живот имут, и лишше имут// [[new:in:10:10|(Иоан. 10. 10)]]. Итак воскреснут все, как злые, так и добрые, но не все имеют это «//лишше//». Те, которые не суть Христовы, вследствие того, что окажутся уличенными в грехе неверия — будут иметь в конце концов жизнь гораздо худшую смерти; ибо они подвергнутся суду за свои преступления и за неверие. А те, которые Его суть и получили духовное общение с Богом, люди доброго образа жизни, кроме общего воскресения и возвращения к жизни, всеконечно будут иметь и следующее за сим, то есть, дары, почести, венцы, награды, славу. Это засвидетельствует Павел, говоря: //се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся// ([[new:1kor:15:51|1 Кор. 15, 51]]-52). Итак, **изыдут**, говорит, **от земли**, то есть, и сами они будут жить жизнью святых, **яко велик день Иезраелев**. И действительно, велик день Христов, в который Он воскресит всех мертвых, и снидет с небеси, и сядет на престоле славы своея, и //воздаст коемуждо по деянием его// [[new:mf:16:27|(Матф. 16, 27)]]. Если же кто пожелал бы под **днем** разуметь время (перваго) пришествия, когда Христом даровано отпущение грехов Эллинам и Иудеям и всем согрешившим против Него, то и он не уклонится от истины. Так и Давид возвещает время пришествия Спасителя нашего, говоря: //сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь// [[old:ps:117:24|(Псал. 117, 24)]]. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И соберутся сынове Иудины, и сынове Израилевы вкупе**, то есть, не будут более делиться на две части, как при Ровоаме. **Яко велик день Иезраилев.** Пророк называет сей день великим, потому что прекратятся в оный великие бедствия, и будет он началом благоденствия. Как Бог отмстил за кровь Иезраилеву, то есть за кровь Навуфея и за неповинную кровь, пролитую Ахаавом и Иуем; так языческим народам, которые восставали против народа Божия, отмстит за кровь его. И должно думать, что разумеется здесь то гонение, какое Иудеи терпели от соседних языческих народов во времена Зоровавеля и Неемии. Совершенного же исполнения сих слов Писания должно искать в те времена, когда Господь сотворил спасение народу Своему, освободив его от сатаны и от руки служителей его, которые воздвигали гонение на мучеников. Ибо они-то составляли то семя, которое Бог посеял в последствии чрез Христа, как говорит божественный Павел, люди обновленные, //ревнители добрым делом// [[new:tit:02:14|(Тит.2:14)]]. Таково значение слова Иезраель. Книга Судей повествует, что судия Гедеон с долины Иезраель повел войско свое, и там начались его победы в тот день, как низложил он Мадиамлян и другие союзные с ними народы [[old:sud:06:37|(Суд.6:37)]]. И, может быть, Пророк упоминает здесь об Иезраеле, давая сим уразуметь Иудеям, что как **велик** был **день** для Гедеона, когда пошел он с долины Иезраель, так славен будет для них день избавления из Вавилона, как начало великих благ. Но не сами они устроят сие, **посеет** же им Бог, то есть, Бог соделает сие по благости Своей; чем и подтверждается сказанное выше: **и не спасу их луком, ни мечем.** ===== Блж. Августин ===== **И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля** См. Толкование на [[old:os:01:10#blzh_avgustin|Ос. 1:10]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля** См. Толкования на [[old:os:01:10#blzh_ieronim_stridonskij|Ос. 1:10]] =====Лопухин А.П.===== **И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля** Образ речи пророка заимствован от факта исхода евреев из Египта, когда собрался весь народ и поставлена была Богом для всех колен Израиля одна глава - вождь и законодатель Моисей. Исход из Египта служит для пророка в [[old:os:01:11|ст. 11]] образом будущего, и именно освобождению Израиля из ассирийского плена. //Выйдут из земли,// vealah min haarez. Некоторые толкователи понимают глагол alah в cмысла - "выступать за пределы", "выступать на бой". Поэтому все выражение изъясняет, как предсказание будущих завоеваний с целью расширения территории (Гитциг, Умбрейт). Но контекст речи и употребление гл. alah не дает основания для такого изъяснения рассматриваемых выражений. //Ибо велик день Изрееля,// т. е. день начала пленения Израиля, тот день, когда в долине Изреельской будет поражен и рассеян Израиль (ср. [[old:os:01:04|ст. 4-5]]); этот день велик по своим последствиям для будущего, так как он приведет к обращению Израиля и единению с домом Иудиным. Церковные учители (блаж. Иероним, Феодорит, Кирилл Александрийский), в объяснении [[old:os:01:11|ст. 11]] обращают внимание на значение слова Изреель, понимая его в значении //Бог сеет.// Все выражение, по их толкованию, означает: славен день, когда народ выйдет из земли пленения и станет семенем Бога живого (Изреель). [<10>]