[<10>] ====== Толкования на Ос. 2:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Рцыте брату своему: людие мои, и сестре своей: помилованная** К прежде сказанному необходимо присоединяет и это. После того, как сказал, что все будут под одною властью, при отсутствии всякого разделения и разномыслия, напротив при господстве единодушия и при соединении всех верою во Христа, в единство духовное, Дух, наконец, должен был дать повеление уже обогатившимся верою и подчинившимся Христу — не удаляться более от миролюбия с теми, которые справедливо названы: **людие мои** и **помилованная**. Как скоро Израиль однажды принят (Богом) и получил крещение и подчинился Христу, то свойственно ли было призванным к братству одним духом сыноположения — иметь еще разномыслие, а не наоборот — пребывать в единомыслии? Итак, говорит, вы, просвещенные верою во Христа и получившие славу истинного сыновства (Богу) брату вашему, некогда справедливо названному: //не людие мои//, скажите наконец: **людие мои**, — и сестре вашей: //непомилованной// скажите: **помилованная**. И действительно: подданным народам необходимо быть единомысленным с Владыкою и призванным благодатью к единению иметь одинаковое с Отцом желание, — даже более — радоваться тому, что спасен останок Израиля и что вследствие своей великой непокорности древле отверженные ныне сделались приятными и, наконец, освященными во Христе, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом, во веки веков. Аминь. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Рцыте братиям своим: людие мои**, а не как они названы: **не людие мои. И сестрам своим: помилованныя**, а не как они названы: **непомилованныя**. Смотри, как переменяются имена: Судия по правде Своей дал имена позорные; но благость Отца по щедротам Своим изглаждает их. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Говорите братьям вашим: Мой народ, и сестрам вашим: Помилованная** Ибо велик день Иезраеля, в который Иуда и Израиль будут иметь одного князя, и не будут говорить Израилю: не Мой народ, но наоборот, будут называться сынами Бога живого. Поэтому вы, люди из колена Иудина, не отчаивайтесь в спасении десяти колен, но ежедневно и чрез беседы, и чрез молитвы и письменно призывайте их к покаянию, ибо брат ваш и сестра называются „брат» потому, что им говорится: Мой народ, и «сестра» потому, что они называются помилованная. Иначе: вы, верующие во Христа и происходящие как из иудеев, так из язычников, говорите ветвям сломанным и прежнему народу, который был оставлен: **мой народ**, потому что это брат твой, и **помилованная**, потому что эта сестра твои. Ибо когда войдет полное число язычников, тогда весь Израиль спасется [[new:rim:11:25|(Рим. 11, 25)]], [[new:rim:11:26|(Рим. 11, 26)]]. Тоже самое заповедуется нам для того, чтобы мы не отчаивались в язычниках, но чтобы призывали их к покаянию и желали спасения их по родственному расположению к ним. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== **Говорите братьям вашим: "Мой народ", и сестрам вашим: "Помилованная"** [[old:os:02:01|Ст. 1]] по своему содержанию относится к концу предшествующей главы и содержит утешительное обетование о том, что Израилю возвращена будет милость Божия. //Говорите:// пророк созерцает народ помилованный Богом и требует от его сочленов, чтобы от обращались друг к другу с новыми именами (ammi - //Мой народ,// ruchamah - //Помилованная//), которые даны им Богом. Содержащееся в конце 1-й гл. ([[old:os:02:10|ст. 10]] и [[old:os:02:11|11]]) и в начале [[old:os:11:start|11-й]] предвозвещение пророка о предстоящем изменении судьбы Израиля отчасти исполнилось в факте возвращения из Вавилонского плена, когда под главенством потомка Давидова Зоровавеля остатки десятиколенного царства соединились с Иудеями. Но взор пророка, очевидно, проникает в рассматриваемых стихах и в более отдаленное будущее, и здесь именно пророк ожидает исполнения своих предсказаний. Число сынов Израилевых, стало как песок морской только тогда, когда явился Израиль по духу, когда в Церковь Христову стали вступать все уверовавшие во Христа. Слова пророка: //там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго"// во всей полноте осуществилось только тогда, когда сынами Божиими стали и язычники, через вступление в Церковь. Поэтому Ап. Петр ([[new:1pet:02:10|1 Пет II:10]]) и Павел ([[new:rim:09:26|Рим IX:26]]) и приводят слова пророка [[old:os:01:10|Осии I:10]] как пророчество о призвании язычников к богосыновству во Христе. [<10>]