[<10>] ====== Толкования на Ос. 2:6 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-7 **Сего ради се аз загражду путь ея тернием, и возгражду распутия у стези ее, и не обрящет: и поженет похотники своя, и не постигнет их, и взыщет их, и не обрящет** Поелику она, говорит, умыслила зло против себя самой и ничего не оставила несделанным, что по самой природе своей способно вредить ей (ибо говорила, что надобно идти во след своих похотников, то есть, согласовать направление своего ума с безбожными мыслями прельстителей, как будто только это и нужно исполнять) и поелику она сверх того за дарованное ей от Меня приносила благодарственные жертвы демонам, которые ничего полезного для нее не сделали; то Я тщетным сделаю ее замысел и сильно воспротивлюсь ему; ибо **аз загражду путь ея тернием и возгражду** стезю ее, так чтоб она не могла идти во след своих любовников и найти помощь у своих прельстителей, хотя бы и решилась даже гнаться за ними, то ест, ревностно заботиться о их почитании и служении им. **Тернием** же называет все несчастия, случившиеся с Израилем, разумею войны, пленения, голод, опасности, пребывание в рабстве. Как скоро они подпали под власть Мидян и Персов, они уже не обращались в праздности к Ваалу и золотым телицам; но необходимо было, чтоб лишившись высшей и дорогой свободы, ища того, что они имели на родине и не находя этого, и угнетаемые владычеством своих повелителей, они уже не могли совершать того, к чему привыкли, напротив, они плакали и упивались невыносимыми страданиями, уже осуждая своих прельстителей, так как не осуществилась ни одна из их суетных надежд. И в самом деле, они не могли получить себе никакой пользы, ни от Ваала (ибо что могло сделать безгласное дерево?), ни от телиц (потому что это были //злато, дела рук человеческих//, по написанному [[old:ps:113:12|Псал. 113,12]]). И так заграждаются пути, когда Бог не только не уравнивает стезю ко злу для преданных греху, но и с пользою для них затрудняет ее и не допускает им с удобством стремиться к тому, что по неразумию им нравится, дабы они вопреки своей воле встречали препятствия и обрушались бы к лучшему, из собственного опыта убедившись, что грех ни для кого не остается безнаказанным. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Свт. Григорий Великий ===== Ст. 6-7 **За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: "пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь"** Шипами усеяны пути избранных и уколы боли обретают они в том, что любят в жизни временной. Как бы некая преграда стоит на пути тех, кого борят избыток страстей и трудность усовершения. Ведь души их ищут любовников своих и не находят - следуя за духами зла; не обретают они наслаждений века сего, к которым стремятся. И хорошо, что побуждается душа к тому, чтобы вскоре сказать из-за самих этих трудностей: **пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь** [[old:os:02:07|(Ос 2:7)]]. Ибо прежний муж - Господь, Который связал с Собою чистую душу любовью Духа Святого. И дух всякого человека будет искать Его после того, как обретет всяческие горести, как некие шипы, в тех наслаждениях, к которым будет в жизни временной стремиться. Ибо, когда душу начнут терзать превратности мира, который она возлюбила, тогда полнее поймет, насколько лучше было ей с Мужем прежним. Итак, тех, кого совратило нечестивое наслаждение, часто возвращает к Богу страдание. //**Моралии на Книгу Иова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Се Аз загражду путь ея тернием**, вразумлю ее тяжкими и частыми наказаниями, и остановлю ее в шествии ее сильными врагами. ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== Ст. 6-7 **За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: "пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь"** Бог иногда долго или совсем не внемлет молитвам нашим, когда исполнение их вредно для нас; а иногда против воли нашей посылает на нас несчастья, как сострадательный врач для нашего спасения. Нередко Он не дает исполниться нашим гибельным замыслам и тогда, когда мы по неведению стремимся к смерти, обращает нас на путь спасения, исторгает из пасти ада. Это промышление и попечение о нас Бог у пророка Осии представляет под образом блудницы. Он преграждает путь, когда она, с гибельной ревностью стремясь к почитанию идолов, говорит:** пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки** [[old:os:02:05|(Ос 2:5)]], - чтобы она, не найдя пути к ним, пришла в себя и сказала: **пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь** [[old:os:02:07|(Ос 2:7)]]. //**Собеседования.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6–7 **За то вот Я окружу путь твой терниями, и обнесу его оградою, и она не найдет стезеи своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их и будет искать их, но не найдет их, и скажет: пойду, и возвращусь к первому мужу моему, ибо тогда лучше было мне, нежели теперь** Блудница сказала: пойду за любовниками моими, доставившими мне все в изобилии. Господь отвечает: Я окружу путь твой терниями или столбами, чтобы ты не могла идти туда, куда желаешь, и загорожу оградою или стеною, и ты не найдешь стезей твоих, по которым ты часто ходила, чтобы ты не догнала тех, за которыми гналась с таким усердием, но чтобы по необходимости вынуждена была возвратиться к мужу своему и сказать словами Евангелия: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю. Востав, иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя, яко единого от наемник твоих [[new:lk:15:17|(Лук 15, 17–19)]]. Отсюда мы видим, что часто случаются с нами несчастия но Божественному провидению, чтобы мы не имели того, чего желаем, и чтобы под гнетом различных злоключений и бедствий мира сего мы вынуждены были возвратиться к служению Богу. Под любовниками же Иерусалима и народа иудейского, сообразно с историею того времени, мы должны разуметь ассириян, халдеев, египтян и других народов, с идолами которых он блудодействовал и от которых во время войн и при гнете бедствий тщетно ожидал помощи. В духовном смысле за этими любовниками следуют еретики, которые, будучи оставлены ими и находясь под давлением бедствий, часто возвращаются в лоно матери – Церкви. Ибо все эти наказания и страдания служат для вразумления Израиля. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Ориген ===== Ст. 6-7 **За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: "пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь"** Пойми, что и у души твоей много было любовников, которые услаждались красотою ее и с которыми она блудила. О них она и говорила: **пойду за любовниками моими, которые дают мне елей и напитки** [[old:os:02:05|(Ос 2:5)]], и так далее. Но пришло наконец время, когда она сказала: **возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь** [[old:os:02:07|(Ос 2:7)]]. Итак, ты вернулась к прежнему мужу твоему и, конечно, оскорбила любовников твоих, с которыми блудила. Посему, если теперь ты не пребудешь с мужем своим в верности совершенной и не прилепишься к нему с полною любовью, из-за многих беззаконий, которые ты совершила, будет он подозревать каждое движение твое, каждый взгляд твой и сам будет карать, если найдет небрежение. Не может он больше видеть в тебе никакого бесстыдства, никакой распущенности и болтливости. Мало, что ты обратила очи свои на мужа своего, - надо, чтобы ты помнила и о прежнем. Ибо, чтобы и прежнее загладить, и в дальнейшем веру сохранять, не должна ты не только не делать, но и не думать ничего непотребного. //**Гомилии на Книгу Исход.**// =====Лопухин А.П.===== **За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих** //За то// - за уклонение в идолопоклонство - //Я загорожу ее путь тернами:// образ стеснений и лишений, которые Израиль испытает в плену и которые заставят его отстать от идолопоклонства (не найдет любовников cвоих). [<10>]