[<10>] ====== Толкования на Ос. 2:18 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И завещаю им завет в той день со зверми селными, и со птицами небесными, и с гады земными, и лук, и меч, и брань сокрушу от земли** В прежде прочитанных словах Он говорил: //погублю виноград ее, и смоквы ее, о них же рече: мзды ми суть сия, яже даша мне похотницы мои// и к ним присовокупил: //и поядят я зверие селнии, и птицы небесные, и гади земнии//. Изъясняя сие изречение, мы говорили, что слова: **зверие** и **птицы** косвенно указывают на врагов, опустошавших страну Иудейскую, на Персов, Мидян и Вавилонян и на множество других всякого рода врагов, которые не многим отличались от диких зверей по причине кровожадности своего нрава, и похожи были на птиц по быстроте нападения; пресмыкающимися же названы потому, что жестоки и весьма развращенны и остры на зло. Когда Израиль был заключен в городах Самарийских, они истребили все, находившееся на полях, не преминувши сделать все ужасное. Но когда, говорит, Я истреблю с земли имена самых идолов; тогда Я устрою им союз мира со всеми дикими и варварскими народами. Тогда прекратятся бедствия, причиняемые врагами и войною, и они будут жить, не зная никаких страхов. **Сокрушу оружие и меч**, и мы найдем, что это и сбылось на самом целе. Ибо когда славнейшие римские военачальники достигли владычества над всемии подчинили себе поднебесную (так как Бог промыслительно даровал им эту славу): тогда Персы ограничились заботами только о своем собственном государстви, я также прекратились и нападения других варварских народов на страны и города. Об этом ясно упоминает блаженный Исаия, говоря: и раскуют мечи своя на орала, и копия своя иа серпы, и не возмет язык иа язык меча, и не навыкнут ктому ратоватися [[old:is:02:04|(Иса. 2, 4)]]. Находясь уже под одним игом, они обратились к полезным занятиям и военные доспехи сменяли на орудия земледельческие. Итак будет, говорит, мир и прежние ужасные страхи прекратятся, потому что Бог водворит тишину и любящих Его обрадует благами мира. К этому, думаю, надобно будет присоединить и следующее. Древле, когда мы пребывали в заблуждении и назывались чадами гнева, лукавые и супротивные силы, подобно некоторым злым зверям, или плотоядным птицам и весьма опасным драконам, губили нас. Когда же во Христе мы познали исинного Бога и чрез веру и первоначальную любовь очистились от преступлений; тогда мы получили спасение и //власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию// [[new:lk:10:19|(Лук. 10, 19)]]. Тогда мы наступили на аспида и василиска, попрали льва и змия, потому что Христос защищает и ограждает своих непобедимою силою и посылает нам в душу свой //мир//: //мир//, говорит, //мой даю вам, мир мой оставляю вам// [[new:in:14:27|(Иоан. 14, 27)]]. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности** Подобно тому, как те взяли в замужество блудниц, так и Бог сочетал с Собою прелюбодейную природу. Пророки издревле применяли это и к синагоге; но она оказалась неблагодарною к своему Супругу. Напротив, Церковь, единожды освобожденная от отеческих пороков, осталась в объятиях Жениха. **//Гомилии на Евангелие от Матфея.//** ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== Ст. 18-20 **И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа** Одним образом искушаются те, которые узнали плотское совокупление, другим - те, которые не испытали совокупления с женщиною. Так как у последних сны обычно бывают простые и более чистые, то им легче приобрести чистоту. А первые подвергаются обольщению нечистых и более впечатлительных мечтаний до тех пор, пока мало-помалу, по мере чистоты, к которой всякий стремится, дух даже во сне не возненавидит то дело, к которому прежде произвольно питал сочувствие, и пока ему не дается от Господа то, что через пророка обещается храбрым мужам в высшую награду за труды: **и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности**. //**Собеседования.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности** Когда все наименования противной религии будут удалены от народа, исповедующего Господа, и он будет звать Меня, говорит, муж мой, а не ваали, то есть идол мой, тогда заключу завет и мир с зверями полевыми и птицами небесными и пресмыкающимися по земле. Об этом времени и Исаия говорит: //пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем. Телец и лев, и овца вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я. И вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев, аки вол, ясти будет плевы// [[old:is:11:06|(Исаии 11, 6)]],[[old:is:11:07|(Исаии 11, 7)]], нисколько не желая мяса и крови, но питаясь чистою и простою пищею. Когда Петру было открыто, чтобы он принял Корнилия из язычников, то повелено было ему ничего не считать нечистым, что принимается с благодарностию и относительно чего он впоследствии услышал: //что Бог очистил, того ты не почитай нечистым// [[new:act:10:09|(Деян. 10, 9)]]. Таким образом по пришествии Господа, после торжественного воскресения Его и вознесения к Отцу, две стены соединены посредством краеугольного камня чрез Того, Кто из обоих соделал одно [[new:ef:02:start|(Ефес. гл. 2)]]. И ту, которая называлась непомилованною, он назвал помилованною, и того, кто назывался не Моим народом, [назвал] Своим народом, и, по примирении всего, будут истреблены лук и меч и война. Ибо не будет нужды в орудиях для воюющих, когда не будет воюющих. Израиль соединится с язычниками, и исполнятся слова Второзакония: возвеселитеся языцы с людьми Его [[old:vtor:32:43|(Второз. 32, 43)]]. Ибо //ведом во Иудеи Бог, во Исраили велие имя Его, гл бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе// [[old:ps:075:02|(Псал. 75, 2)]],[[old:ps:075:03|(Псал. 75, 3)]], то есть в Церкви, в которой Он сокрушил силу луков, щит, меч и войну, и по сокрушении и истреблении их верующие будут спать безопасно и покоиться при одном пастыре или ожидать того, //ихже око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его// [[new:1kor:02:09|(1Кор. 2, 9)]]. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== **И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности.** Милость Господа к народу выразится в том, что Господь как бы заключит союз с животными в пользу Израиля, (ср. [[old:is:02:04|Ис II:4]]; [[old:is:02:30|30]]; [[old:is:35:09|XXXV:9]]; [[old:zah:09:10|Зах IХ:10]]). Вместе с тем Иегова обезопасит Израиль и со стороны людей, так как будут упразднены орудия войны и самая война. [<10>]