[<10>] ====== Толкования на Ос. 2:23 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И всею оную Себе на земли и помилую Непомилованную: и реку не людем Моим: людие Мои есте вы: и тии рекут: Господь Бог наш Ты еси** Слово: **себе** опять разумей в двояком смысле. Соделаю, говорит, ее как бы цветущею и плодовитою (ясно, что синагогу иудейскую), не такою, которая только по неволе исполняет закон Мой, и не такою, которая упорно привязана к образам, но такою, которая проникнута полною готовностью исполнять то, что угодно и любезно Богу, и что служит к ее собственному благополучию. Итак **всею себе**, и она восприимет Мое семя, под которым мы должны разуметь евангельское учение, а не закон, данный чрез Моисее, как в начале, ибо древле она была возделываема (подготовляема) образами. Но слово: **себе** можно понимать и другим способом. Сам я буду, говорит, заботиться о ней и как бы землю тучную и хорошо возделанную засею не чрез кого либо другого, но чрез Себя самого; ибо Бог и Отец возглаголал нам в Сыне, между тем как древним говорил чрез Святых пророков //многочастне и многообразне// [[new:evr:01:01|(Евр. 1, 1)]]. И Сам Спаситель бесчисленное множество уверовавших уподобляет засеянным нивам. Посему святым апостолам Он сказал: //не вы ли глаголите, яко еще четыре месяцы суть, и жатва приидет? Се глаголю вам: возведите очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже. И жняй мзду приемлет. Жатва многа, делателей же мало. Молитеся убо Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву свою// ([[new:in:04:35|Иоан. 4. 35]], [[new:mf:09:37|Матф. 9, 37]]-38). Итак когда Спаситель наш ниспослал нам духовный дождь, мы соделались //землею пожеланною//, по слову пророка [[old:mal:03:12|(Малах. 3, 12)]]; ибо Он нас засеял Себе и Израиль назван земледелием Божиим. Он помилует непомилованную и некогда не народ назовет народом,— и сам Израиль, оставив древнее заблуждение, познает истинного Бога и скажет: **Бог мой еси ты**, хотя древле по безмерному неразумию вопиял: //мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: сего же невемы, откуду есть// [[new:in:09:29|(Иоан. 9, 29)]]. Не познавши же Сына не познали и Отца; об этом засвидетельствует Сам Спаситель говоря: //аще мя бысте ведали, и Отца моего ведали бысте// [[new:in:08:19|(Иоан. 8, 19)]]. Но после того как они призваны к познанию и исповедали Сына, они чрез Него и в Нем увидели Отца; ибо истинно говорит Иоанн: //отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповедаяй Сына,и Отца имать// [[new:1in:02:23|(I Иоан. 2, 23.)]]. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: "ты Мой народ", а он скажет: "Ты мой Бог!"** Не только действие Отца, Сына и Святого Духа повсюду одно, но также и одна и та же воля, один призыв, одно повеление. Это отчетливо можно наблюдать в великом и благотворном таинстве Церкви. Ибо подобно тому, как Отец призвал народы в Церковь, возгласив: **скажу не Моему народу: «ты Мой народ» и назову нелюбимую Мою возлюбленной Моей**, а в другом месте: //ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов// [[old:is:56:07|(Ис 56:7)]], - так и Господь Иисус говорит, что Павел Им избран с целью призвать и собрать Церковь. И подобным образом можно понять то, что сказал Господь Иисус Анании: //иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами// [[new:act:09:15|(Деян 9:15)]]. **//О Святом Духе.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: "ты Мой народ", а он скажет: "Ты мой Бог!"** И Осия, говорит Павел, давно писал об этом так: //не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною// [[new:rim:09:25|(Рим 9:25)]]. Чтобы не сказали: ты вводишь нас в заблуждение, - [апостол] говоря это, призвал в свидетели Осию, который взывает и говорит: **не Мой народ назову Моим народом**. Кто же это были - //«не Мой народ»//? Очевидно, язычники. Кто - //«не возлюбленная»//? Опять они же. Однако же, о них сказано, что будут народом, возлюбленной и сынами Божиими. //Там названы будут сынами Бога живого// [[new:rim:09:26|(Рим 9:26)]], - продолжает апостол. Если станут говорить, что это сказано об уверовавших из иудеев, то и тогда наше толкование будет уместно. Если произошла такая перемена с теми, которые после многих благодеяний оказались неблагодарными и чуждыми, утратили даже то, что делало их народом, то что могло воспрепятствовать призванию и удостаиванию за послушание таких же милостей тех, которые отчуждены были не после того, как приняты, но с самого начала были чужды? Апостол не довольствуется тем, что сослался на Осию, но после него приводит слова Исаии, который говорит согласно с Осией. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: ты Мой народ, а он скажет: Ты мой Бог** См. Толкование на [[old:os:02:21#blzh_ieronim_stridonskij|Ос. 2:21]] ===== Иаков Афраат ===== **И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: "ты Мой народ", а он скажет: "Ты мой Бог!"** Вечное царство наследует народ святой; народ святой, который был избран вместо [еврейского] народа. //Я раздражу их народом, который не был народом, народом бесмысленным огорчу// [[old:vtor:32:21|(Втор 32:21)]], и [Господь] освободил народ святой. <...> И даже если некто служит завету Божьему, тотчас становится свободным, иудеи же рабствуют язычникам. //**Тахвиты.**// =====Лопухин А.П.===== **И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: "ты Мой народ ", а он скажет: "Ты мой Бог!"** Во время облагодатствования Израиля зловещие имена сыновей пророка - Иезреель, Лорухама и Лоамми - будут изменены в имена благовествующие. Ход мысли пророка и избранные им выражения показывают, что в своем утешительном обетовании он имеет в виду не только ближайшее будущее - освобождение из плена, но и отдаленное, наступившее с пришествием Мессии. Конец [[old:os:02:start|II-й гл.]] представляет раскрытие Мессианского обетования [[old:os:01:10|I:10]] и [[old:os:02:01|II:1]], а [[old:os:02:23|ст. 23]] в Новом Завете ([[new:1pet:02:10|1 Пет II:10]]; [[new:rim:09:25|Рим IХ:25]]) толкуется, как предвозвещение о призвании язычников к богосыновству во Xpисте. ===== Беда Достопочтенный ===== **И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: "ты Мой народ", а он скажет: "Ты мой Бог!"** //Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы// [[new:1pet:02:10|(1 Пет 2:10)]]. В этих строчках апостол явно указывает, что написал это послание по поводу тех язычников, которые пришли к вере, которые когда-то были отчуждены от жизни народа Божия, а теперь по благодати веры соединились с народом Его и сподобились милости, на которую не ведали как уповать. Перенял же Петр эти слова у пророка Осии, который предвещал о призвании язычников: **не Мой народ назову Моим народом** [[new:rim:09:25|(Рим 9:25)]], **и помилую Непомилованную** (Ос 2:23). И также апостол Павел говорит: //И на том месте, где сказано им:// **вы не Мой народ**, //там названы будут сынами Бога живаго// [[new:rim:09:26|(Рим 9:26)]]. **//О семи Кафолических посланиях.//** [<10>]