[<10>] ====== Толкования на Ос. 4:7 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **По множеству их тако согрешиша Мне: славу их в безчестие положу** Божие неизреченное естество есть источник и начало всякой благости и самосущее благо, однако и оно долготерпеливо не ко всем вообще согрешающим и, если кто к этому необузданно стремится, тем определяет надлежащее наказание. Израиль же, как удостоверяет (пророческое слово), достиг до такой степени порочности, что уже невыносимым сделалось его безумие. Казалось, грехи их стали равночисленны им самим, а они были «//яко звезды небесныя множеством//» ([[old:vtor:28:62|Втор. 28:62]] и др.) «//и яко песок в скрай моря//» [[old:gen:22:17|(Быт. 22:17)]], по написанному, и нисколько, говорит, не уступали их численности грехи их. Это, думаю, означает: «**по множеству их тако согрешиша мне**». А так как они ниспали до такого ничтожества и бессмыслия и не переставали оскорблять Бога, то «**славу их в безчестие положу**», то есть чем они наиболее привыкли гордиться, в том самом и будут посрамлены. Как или каким образом? – Перестанут гордиться многолюдством, когда война вместе с способными к войне истребит и всякий другой возраст, потому что останутся без мужей и дома и города. Именно по этой самой причине пророк Иеремия оплакивал Иудею, говоря: «//како седе един град умноженый людми? владяй странами бысть под данию//» [[old:pier:01:01|(Плч. 1:1)]]. Или иначе: если будем оскорблять Бога, то окажемся весьма далеко от всякой славы, делая что не следует, а иногда даже гордясь и превозносясь тем, чего следует стыдиться, так что и о нас справедливо говорится: ихже «//слава в студе их//» [[new:fil:03:19|(Флп.3:19)]]. И в таком смысле можно понимать изречение: «славу их в безчестие положу». А что некоторые предаются «//в неискусен ум, творити неподобная//» [[new:rim:01:28|(Рим. 1:28)]], то возможно ли в этом сомневаться, когда об этот прямо говорит блаженный Павел? //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Славу** свою **в безчестие** пременили, то есть променяли Бога на идолов. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 7–9 **Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их. И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его** Сколько имел людей Израиль, столько он построил жертвенников демонам, чрез жертвоприношения которым он грешил против Меня. Поэтому славу их, которую они ставили себе в похвалу, предпочитая идолов Богу, Я обращу в бесславие, так что и священники и народ будут взяты в плен. Ибо грехи народа Моего съедают священники, о которых написано: //снедающии люди Моя в снедь хлеба// [[old:ps:013:04|(Псал. 13, 4)]]. Съедают же они грехи народа Моего, сочувствуя преступлениям виновных, потому что, видя их согрешающими, они не только не обличают их, но восхваляют и превозносят и прославляют их, как блаженных. О них и Исаия говорит: //людие Мои, блажащии вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают// [[old:is:03:12|(Исаии 3, 12)]]. Относительно них и псалмопевец восклицает: я//ко хвалим есть грешный в похотех души своея и обидяй благословимь есть// [[old:ps:009:24|(Псал. 9, 24)]]. Поэтому в одинаковой мере народ и священник испытают на себе определение прогневленного Бога; ибо Он накажет их не только за дела их, называющиеся путями, по которым они ходят, но и за помышления, в которых они замышляли делать эти дела. Ибо последует наказание не только за дело, но и за помышление о худом деле. Это легко можно объяснить в отношении к еретикам. Ибо чем больше их, тем более они грешат пред Богом и восхваляются среди народов, и обольщают несчастных, съедая грехи народа и чрез сладкие речи поядая домы вдов [[new:lk:20:47|(Лук. 20, 47)]]. Ибо когда они видят кого-либо из согрешающих, то говорят: Бог ничего другого не требует, кроме истинной веры, и если вы ее соблюдаете, то Он не печется о том, что вы делаете. Говори же так, они чрез беззаконие возбуждают души их к тому, чтобы они не только не приносили покаяния и не смирялись, но радовались своим беззакониям и ходили с поднятою вверх головою. Поэтому и народ и священник, и те, которые были учимы, и те, которые учили, подвергнутся одинаковому суду. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== **Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие** Чем более Израильский народ увеличивался численно, тем более возрастали количественно его грехи. За это слава eго, основывающаяся на его многочисленности, отнята будет у него и обратится в бесславие. [<10>]