[<10>] ====== Толкования на Ос. 4:8 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-9 **Грехи людий Моих снедят и в неправдах их возмут душы их. И будет якоже людие, тако и жрец: и отмщу на них пути их, и умышления их воздам им** Изложив причины гнева на толпу, сводит речь к священному чину. Этой речи, как я думаю, вполне соответствует только что сказанное нам: «**славу их в безчестие положу**», потому что славою синагоги иудейской служит род священный и избранный. Итак, покроется, говорит, он бесчестием и перейдет к бесславию. По какой причине? – Потому, что, пренебрегши тем, что им было наиболее прилично, уклонилось к отступлению, не соблюли своего начальства, не познали образа священнослужения, не уразумели, что они «**грехи людей Моих снедят, и в неправдах их возмут душы их**». Так как речь отличается величайшею неясностью, то мы попробуем, насколько возможно, разъяснить, как ее следует понимать. За грех умерщвляли козла от коз; по этой причине и жертва называлась «грехом». Приводя к жертвеннику козла, священники тех времен внутренности и тук возносили, а прочее съедали сами по повелению божественного закона. Таким образом, священник является как бы посредником между Богом и людьми, принимая приношения от народа и делясь «//со олтарем//», как написано [[new:1kor:09:13|(1 Кор. 9:13)]], а самого себя как бы священнодействуя за грехи народа, точно так же, как и Господь наш Иисус Христос. В доказательство того, что я говорю правду, приведу самый закон о козле. Он читается так: «//и козла, иже греха ради, взыскуя взыска Моисей: и сей сожжен бяше, и разгневася Моисей на Елеазара и Ифамара, сыны Аарони оставшыяся, глаголя: почто не снедосте на месте святе еже греха ради, яко святая святых суть, сие даде вам ясти: да отъимете грех сонма, и помолитеся о них пред Господем//» [[old:lev:10:16|(Лев.10:16]][[old:lev:10:17|-17)]]. Смотри, как предстоящие божественному жертвеннику, вкушая от жертвы за грех, являются ходатаями, чистейшими молитвами смягчают гнев на согрешивших и едва не возносят Богу в воню благоухания собственную жизнь за прегрешения народа, как например божественный Аарон, когда началось поражение в народе; об этом написано так: взяв кадильницу и возложив фимиама, «//ста//, – говорит, – //между мертвыми и живыми, и преста пагуба//» [[old:chis:16:47|(Чис. 16:47]][[old:chis:16:48|-48)]]. Так и блаженный Моисей, когда Израильтяне в пустыне сделали тельца, ходатайствуя, умолял Бога и самого себя как бы предлагал для наказания, взывая и говоря: «//аще оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги твоея, в нюже вписал еси//» [[old:ish:32:32|(Исх. 32:32)]]. Итак, «снедят грехи людей моих», то есть жертвы, приносимые за грех. «И в неправдах их», то есть во время неправды их, очевидно Израильтян или народа. « Возмут они души» свои – вместо: принесут Богу. Боговдохновенное Писание пользуется употребительным в подобных случаях речением, потому что о приносимом Богу и приготовленном в жертву говорилось, что оно «взимается» (берется, λαμβάνεσθαι). И речение это, как я только что сказал, в подобных случаях весьма употребительно. Так, в Числах Бог, установляя закон о рыжей юнице, говорил посреднику откровения Моисею: «//се расположение закона, елика заповеда Господь, глаголя: глаголи сыном Израилевым, и да возмут// (λαβέτωσαν) //к тебе юницу рыжу непорочну//»[[old:chis:19:02|(Чис. 19:2)]]. Слышишь: «да возмут», то есть да предложат, да приведут. И опять: о прокаженном, которому подлежит очиститься, говорит следующее: «//и изыдет жрец вне полка, и узрит жрец, и се исцеле язва прокажения от прокаженнаго: и повелит жрец, да возмут очищенному два птичища жива чиста//» [[old:lev:14:03|(Лев. 14:3]][[old:lev:14:04|-4)]]. Когда говорит о священниках: «возмут» (λήφονται), то, конечно, это слово понимается в смысле: «принесут». Итак, во время неправд, конечно – народа, они «**возмут**», то есть принесут в жертву и в благоухание духовное Богу свои души, – очевидно тем, что будут вести себя исправно, проводить жизнь добропорядочную и, насколько возможно, стараться мыслить и действовать, как прилично священникам. Таковый сможет спасти людей, оскорбивших Бога и нарушивших закон. Но, говорит, приставленные к этому вместе с прочими пали; посему, и справедливо, не будет священнодействий, прекратится святой и чтимый род: «**и будет якоже людие, тако и жрец**», т. е. уже не будет более различия между народом и жрецом. К этому же относились слова: «//славу их в безчестие положу//» **Путями**, как следует предполагать, называет образ действий, а **умышлениями** — прегрешения, зависящие от нелепых помыслов. Так как, говорит, он (народ Израильский) не пошел правым путем, удалился от прямой дороги и последовав стезею всякого нечестия, помышлял о самом постыдном и отвратительном, а Бога всяческих не чтил и уклонился к идолослужению, то и «**отмщу**» на нем, то есть назначу соразмерное грехам наказание. А что удаляющихся от любви к Богу всегда и во всем достигали всякие бедствия, — в этом возможно ли сомневаться? — Он (народ израильский) не следовал путем прямым и безупречным и никогда не рассуждал благоразумно, не имея содействующей ему божественной премудрости и силы. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их** За грех умерщвляли козла от коз; по этой причине и жертва называлась грехом. Приводя к жертвеннику козла, священники тех времен внутренности и тук возносили, а прочее съедали сами по повелению божественного закона. <...> Итак, **грехами народа Моего кормятся**, - то есть жертвами, приносимыми за грех. //**Комментарии на малых пророков.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их** Ибо //грехи народа Моего// съедают священники, о которых написано: //съедающие народ мой, как едят хлеб// [[old:ps:013:04|(Пс 13:4)]]. Съедают же они //грехи народа Моего//, сочувствуя преступлениям виновных, потому что, видя их согрешающими, они не только не обличают их, но восхваляют и превозносят, и прославляют их, как блаженных. //**Комментарии на малых пророков.**// ---- См. Толкования на [[old:os:04:07#blzh_ieronim_stridonskij|Ос. 4:7]] **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Ориген ===== **Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их** Эта речь есть нечто большее - если только вы захотите услышать. Что есть жертва, которая приносится за грехи, и есть Святая Святых, как не Единородный Сын Божий, Господь мой Иисус Христос? Он Сам, и только Он, есть жертва за грехи, Он Сам - жертва, Святая Святых. Но, когда Писание добавляет: //совершающий жертву, должен есть ее// [[old:lev:06:26|(Лев 6:26)]], - это кажется трудным для понимания. Ибо то, что, как говорится здесь, съедается, по видимости относится ко грехам; ибо и в другом месте пророк говорит о священниках, что //грехами народа Моего кормятся они// [[old:lev:06:26|(Лев 6:26)]]. Так что и здесь он показывает, что священник должен есть грехи приносящего жертву. Мы часто показывали на основании божественного Писания, что Христос - и жертва, которая приносится за грехи мира, и Священник, жертву приносящий. **//Гомилии на Книгу Левит.//** =====Лопухин А.П.===== Ст. 8-9 **Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их. И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его.** Речь пророка в [[old:os:04:08|ст. 8]] обращается к священникам //грехами народа Моего они кормятся,// т. е. кормятся жертвами за грехи народа ([[old:lev:06:26|Лев VI:26]], [[old:lev:06:10|10]], [[old:lev:06:17|17]]). Поэтому они желают увеличения числа грехов, так как вместе с этим возрастает число жертв за грехи. Но так как священники не отличаются по своей жизни от народа, то их постигнет и наказание, одинаковое с народом. [<10>]