[<10>] ====== Толкования на Ос. 4:13 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **на версех гор кадяху и на холмех жряху под дубом и под елию и под древом ветвенным, яко добр кров: сего ради соблудят дщери ваша, и невесты ваша возлюбодеют** См. Толкование на [[old:os:04:12#svt_kirill_aleksandrijskij|Ос. 4:12]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13-14 **На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет** **На вершинах гор они приносили жертвы и на холмах возжигали ладан под дубом, и тополем и теревинфом, потому что хороша тень от него.** В законе заповедано, чтобы не приносились жертвы Господу на другом месте, кроме избранного Господом Богом, и чтобы подле жертвенника не насаждались рощи и деревья, конечно, для того, чтобы полная распущенности и сладострастия религия не ниспровергла строгости единой и истинной религии. Но Израиль, наоборот, приносил жертвы на горах и на холмах возжигал курения, избирая возвышенные местности на земле, потому что он оставил Бога вышнего и, ища тени, утратил истину. Это мы читаем и об отдельных царях: //токмо высоких не разори: еще людие жряху и кадяху на высоких// [[old:os:04:13|(3Цар. 22, 43)]], что́ по-еврейски называются bama. Еретики приписывают высоту своему учению и приносят жертвы под дубом, тополем и теревинфом, бесплодными деревьями, не имея смоковницы и виноградника, под которыми, по словам [Инсания], покоится святой. Усвояют они себе иногда и теривинф, не имеющий, но Исаии, листьев, чтобы казаться подражающими примеру Авраама. **На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет** Слово саdеsoth, которое Акила перевел ἐνηλλαγμένων, Симмах ἑταιρίδων, LХХ: τετελεσμένων, Феодотион κεχωρισμένων, мы перевели женоподобными, чтобы уяснить смысл слова для нашего слуха. Это те служители матери не богов, а демонов, которых теперь в Риме называют галлами, потому что от этого народа римляне заимствовали искалеченных вследствие похоти в честь Атиса (которого блудодействующая богиня сделала евнухом жрецов его. Делаются же женоподобными люди из племени галлов для того, чтобы наказать чрез это бесчестие тех, которые взяли город Рим. Подобного рода идолослужение было в Израиле, в особенности в служении женщин Веелфегору, которого, вследствие великих мерзостей, мы можем назвать Приапом. Поэтому царь Аса устранил среди народа служение на высотах (tulit ехcеlsа) и подобного рода жрецов и лишил мать царского достоинства, как свидетельствует Писание, говоря: //И сотвори Аса правое пред Господем, якоже Давид, отец его, и отъя// женоподобных //от земли, и искорени вся мерзости идолов, яже сотвориша отцы его//. //И Мааху матерь свою отстави, еже не владети ей// служением Приапу и рощею, которую она посвятила ему, //и изсече гай ея, и сокруши идола гнусного и сожже в потоце Ииедрстем. Высоких же не искорени; обаче сердце Асы бе соверииепно пред Господем во вся дни его// [[old:3ts:15:11|(3Цар. 15, 11]]–[[old:3ts:15:14|14]]). Нужно знать, что в настоящем месте саdеsоth означает блудниц ίεπσίας, то есть жриц, поcвящавших себя Приану. Но в других местах мы читаем об оскоплявшихся вследствие похоти мужчинах саdеsim, как в словах Исаии: //и ругатели господствовати будут ими// [[old:is:03:04|(Исаии 3, 4)]], вместо чего в еврейском написано: и саdеsim будут господствовать над ними, что́ мы перевели чрез женоподобные. Акила, переведши ἐνηλλαγμένους, то есть перемененные, хотел показать, что они изменили природу и из мужчин сделались женщинами. Симмах назвал их έταιρίδας, собственно блудницами; LХХ τετελεσμένους, то есть обреченными и посвященными, указывая на идолослужителей; Феодотион κεχωρισμένους, то есть отделенными от народа, – такими, которые признавали себя высшими в сравнении с народом. Сказав вкратце о слове, обратимся теперь к смыслу [объясняемого] места. Велико оскорбление, если согрешив ты не заслуживаешь гнева Божия. Израиль блудодействовал, отступив от Господа Бога своего, и был прельщен духом любодеяния; поэтому блудодействуют и дочери его и невесты и оставляются при своем преступлении без всякого наказания, чтобы то, что сыновья и жена причинили настоящему отцу и мужу, испытали они от своих детей и жен, и чтобы из собственного огорчения поняли огорчение Бога, который настолько прогневлен, что не наказывает грешащих. Об этом свидетельствует в таинственной речи и апостол, пиша к римлянам: //глаголющеся быти мудри, обюродеша и измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека, и птиц и четвероног и гад//. И так как они любодействовали с идолами, то подвергаются такому определению: //темже и предаде их Бог в похотех сердец их в нечистоту, во еже сквернится телесем их в себе самех. Иже премениша истину Божию во лжу, и почтоша и послужиша твари паче Творца, иже есть благословен во веки. Аминь.// [[new:rim:01:start|(Рим. 1, 22–26)]]. А чтобы знать, что наказание налагается Богом как бы на раненных и больных для того, чтобы как бы посредством прижигания и горького питья они снова получили здоровье и освободились от болезней, послушаем Господа, который говорит чрез пророка: //посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их; милость же Мою не разорю от них// [[old:ps:088:33|(Псал. 88, 33]]–[[old:ps:088:34|34)]]. Таким образом кто бывает любим, тот наказывается, а кто пренебрегается, тот предоставляется своим грехам. И столь велико было число блудодействовавших в Израиле, что прекращается наказание, как не могущее привести к исправлению. Ибо что может быть гнуснее, нежели участие мужчин в культе блудниц и принесение жертв своей похоти с людьми женоподобными? Слова же: **а народ невежественный будет наказан**, вместо чего LХХ перевели: и невежественный народ привязывался к блудниц, означают то, что он будет наказан пленом и подвергнется различным бедствиям, чтобы чрез огорчение получить вразумление. Это легко можно объяснить и по отношению к еретикам, потому что блудодействуют сыновья их и невесты, то есть души, рожденные ими в заблуждении и обрученные с их учениями. Таковые недостойны наказания, потому что все их служение есть блудодеяние и, будучи гнусными, они соединяются с гнусными, и будут наказаны, чтобы уразумели, какого Бога они должны взыскать. Когда ты увидишь, что грешник утопает в богатстве, хвалится своею силою, пользуется здоровьем, находит утешение в своей жене, окружается кучею детей и что исполняется написанное: //в трудех человеческих не суть и с человеки не приимут ран// [[old:ps:072:05|(Псал. 72, 5)]]; то ты должен будешь сказать, что над ним исполнилась угроза пророка: //Я не накажу дочерей ваших, когда они будут блудодействовать, и невест ваших, когда оне будут прелюбодействовать.// **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== **На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши** Вершины гор, холмы, тень больших деревьев были излюбленными местами языческих идолослужений (ср. [[old:chis:33:52|Чис XXXIII:52]]; [[old:vtor:12:12|Втор XII:12]]; [[old:is:15:02|Ис XV:2]]; [[old:is:14:13|XIV:13]] и др. ). Слав. //и под елию// соответствует евр. libneh, греч. leukh (LXX) //белый тополь,// peukh (Сим. Феод. ), сосна. В Израильском царстве преобладал культ Астарты, соединявшийся с развратом, которому и предавались "дочери" и "невестки". [<10>]