[<10>] ====== Толкования на Ос. 4:16 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Зане якоже юница стрекалом стречема разсвирепе Израиль: ныне упасет я Господь, яко агнца на пространстве** Мудро ведет нас некто из святых ко вратам назидания, говоря: сыне, «//да не ревнует сердце твое грешником, но в страсе Господни буди весь день//» [[old:pr:23:17|(Притч. 23:17)]], ибо если кто кого порицает, то как станет ему ревновать? Нечто подобное высказывает Господь всяческих Иуде: да не будет тебе поводом к отступлению то, что Израиль рассвирепел и как бы бежит из стада, на подобие телиц, которых гонит от стада и заставляет быстро разбегаться куда попало насевший на них слепень (οἶστρος) или бычачий овод,— особый вид насекомого, которое несносно жалит (βούτυπος). Не то же ли самое, как найдем, постигло и Израиля? Он отделился от Иерусалима и, оставив пастыря своего, то есть Бога, совершил отступление ужасное и проклятое. Итак, не ревнуй, говорит, Иуда; ибо хотя Израиль и уклонился к отступлению, рассвирепев подобно телицам, но этот поступок его не останется безнаказанным: он уйдет в плен и, оставив родину, поселится в земле Персов и Мидян, не будучи уже дерзким. как бы разнузданным и отбившимся от стада (такова рассвирепевшая юница), но уподобившись самым кротким агнцам. И это потому, что положение пленников всегда приниженное и жалкое, соединенное с постоянным ожиданием страданий и отягчаемое хищничеством победителей. «Пространством» же именует землю Персов и Мидян, говоря почти так: поселится в земле обширной и необъятной, и переменит многие страны, не имея всегда одного и того же владыки, но переходя в страну того, кто примет их к себе. То же самое, пожалуй, терпит и душа человеческая, вознерадевшая о любви к Богу: пленная, ничтожная и бессильная, она увлечена будет ко всему, что любезно демонам, и по справедливости услышит слово Господа: «//накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя//» [[old:ier:02:19|(Иер. 2:19)]]. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище** Как животные, когда пользуются обильным кормом, разжирев, делаются буйными и неукротимыми, не допускают к себе ни ярма, ни узды, ни руки возничего - так и иудейский народ, от опьянения и пресыщения низвергшись в крайнее нечестие, заскакал, не взял на себя ига Христа и не потянул плуга [евангельского] учения. На это указывая, и другой пророк говорил: **Ибо как упрямая телица, упорен стал Израиль**; а другой называет народ иудейский: //телец неукротимый// [[old:ier:31:18|(Иер 31:18)]]. **//Против иудеев.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Занеже якоже юница**, старающаяся свергнуть с себя ярмо, так противится дух ваш закону Бога вашего. **Упасет я Господь, яко агнца на пространстве**, то есть упасет дом Иудин. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище** См. Толкования на [[old:os:04:15#blzh_ieronim_stridonskij|Ос. 4:15]] =====Лопухин А.П.===== **Ибо как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище** Подобно телице, не привыкшей к ярму, или по тексту слав. ужаленной оводом (//"стрекалом стречема"//, paroistrwsa) Израиль упорно противится игу закона. Посему Господь предоставит Израилю свободу, оставит его в положении ягненка на обширном пастбище (слав.: //"на пространстве"//), т. е. оставит беззащитным, предоставит, как ягненка, в добычу хищным зверям - языческим народам. Вопросительную форму последнего предложения, согласно свидетельству древних переводов и толкователей, нужно обратить в утвердительную. [<10>]