[<10>] ====== Толкования на Ос. 5:14 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 14-15 **Зане Аз есмь яко панфирь Ефремови и яко лев дому Иудину: и Аз восхищу, и пойду, и возму, и не будет изымаяй: пойду и возвращуся на место Свое, дондеже погибнут, и взыщут лица Моего** Ясно указывает причину, по которой защитники Ефрема не принесли ему никакой пользы, и почему у него не прекратятся терзания:«**Аз есмь**, - говорит,- **яко панфирь Ефремови, и яко лев дому Иудину**». Ясно, что, если Бог оставит, то спасти не кому, ибо «//руку его высокую кто отвратит//?», как написано [[old:is:14:27|(Ис.14:27)]]? А что при постигших их несчастиях они лишены были всякого снисхождения, на что прикровенно указывает, уподобляя гнев Свой самым страшным и сильным зверям. Именно: барс, если на кого бросится, то несется очень быстро и так легко действует ногами, что, почти нельзя заметить следов и каких либо знаков на земле; а лев ужасно, оглушительно и громоподобно рыкает на горах, что может навести трепет на тех, кто слышит, ибо «**лев возревет**, - сказано,- //и кто не убоится//?» [[old:am:03:08|(Ам. 3:8)]]? Он нападает с неодолимою силою и бросается с неудержимою стремительностью; если что захватит, то это уже погибло, и никто не может у него отнять добычу. А что барс — зверь быстрый и как бы улетает, схватив то, что попадется, лев же не сокрушим, бесстрашен и неудержим, это сам доказывает, прибавляя: «**и Аз восхищу, и пойду, и возму, и не будет изымаяй**». Это соответствует силе львов, а «**восхищу и пойду**» указывает на панфиря, который, как я сказал, действует подобным образом. А что Господь отступит от оскорбивших, прекратит почти всякое вспомоществование и лишит благоволения, это поясняет словами: «**пойду, и возвращуся на место свое, дондеже погибнут**». Божество совершенно неограниченно местом, и если говорится, что Оно пребывает с кем, то это в том случае, когда оно дарует ому свое благоволение; если же говорится, что его нет при грешниках, это значит, что оно отвращается от них и прекращает свое долготерпение. Конечно, это говорится о Боге по-человечески, а мыслить нужно о Нем так, как Ему приличествует. «**И взыщут лица Моею, егда озлоблени будут**». Снова научает, что не напрасно иногда Богом насылаются бедствия на тех, которые имеют неукротимую наклонность к постыдному и привычку беспрестанно грешить, но напротив — для их пользы и в виде лекарства. В самом деле: презрители божественного милосердия, не ведая, что великое долготерпение призывают их к покаянию, никогда не избегнут проявлений гнева [[new:rim:02:03|(Рим.2:3]][[new:rim:02:04|-4)]]; когда же их сломит жестокость бедствия, они узнают полезное, и кому не принесло никакой пользы человеколюбие, тех приводит к познанию полезного уничижение. Как жестокие болезни телесные, не поддающиеся легким лекарствам, часто побеждаются огнем и железом, — таким же, думаю, образом и по той же причине и недуги, являющиеся в душе человеческой, если не поддаются доброму слову или не побеждаются здравым размышлением, то уступают труду, наказаниям и жестоким бедствиям. Итак когда озлоблены будут, тогда, и то едва, говорит, «**взыщут лица Моего**». У неразумных людей, когда блага находятся в их власти, не бывает ясного сознания о том, что им доставляет благодушие; когда же случится потерять столь желанное, тогда-то в особенности и тем сильнее стремимся к нему своими желаниями, при этом получаем и чувство сильного отвращения к тому, что нас печалит. Посему-то, когда озлоблены будут, тогда «**взыщут лица Моего**». Это изречение, думается, с удобством прилагается и к таинству Христа и весьма хорошо изъясняет искупление чрез Него и обращение к Богу, ибо под взыскуемым лицом Божиим можно разуметь, и со всей справедливостью, самого Сына, Который есть образ, сияние и выражение ипостаси Отца [[new:evr:01:03|(Евр. 1:3)]]. Итак, истинное лице Бога и Отца есть Сын, потому что в Нем познается (Отец), и видевший Его видел Отца [[new:in:14:09|(Ин. 14:9)]]. Так называет Его и богоглаголивый певец, восклицая к Богу всяческих и говоря: «//лице Твое просвети на раба Твоего//» [[old:ps:118:135|(Пс.118:135)]]. И еще, как бы от лица уверовавших и Духом приявших уже на себя образ Сына (говорит): «//знаменася на нас свет лица Твоего, Господи//» [[old:ps:004:07|(Пс. 4:7)]], ибо, как говорит пророк, «//лица нашего// Христос //Господь//» [[old:pier:04:20|(Плч. 4:20)]]. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 14–15 **Ибо Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет. Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего** Так как они ходили к Ассуру и посылали к царю мстителю или карателю, который не мог исцелить их и освободить от уз, которые связывали их; то Я покажу, что тщетна всякая помощь человеческая, если Меня имеют противником; ибо Я как львица для Ефрема и как львичищ для дома Иудина. Вместо львицы, которая по-еврейски называется sohel, LХХ перевели пантера, которая одинаково называется в греческом и латинском языке и под которою можно понимать как имя [одного] зверя, так всякого зверя, так что мы можем признать, что в гневе Божием обнаружится вся та беспощадность, которая свойственна зверям. Нет ничего быстрее пантеры и сильнее льва: пантера означает быстрое разрушение царства самарийского чрез ассириян, а лев указывает на непобедимую силу, которую халдейское царство, спустя несколько времени, обнаружит по отношению к Иерусалиму и Иуде. Назвав Себя львицею пли пантерою и львом. Он удерживает метафору и в следующих словах. **Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет. Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего** Спрашивается: так как никто не может исторгнуть из рук Бога, когда Он берет, уносит и удерживает у Себя согласно с написанным: //никтоже может восхитити от руки Отца Моего// [[new:in:10:29|(Иоанн. 10, 29)]]; то каким образом Иуда был исторгнут из руки Божией чрез предательство? На это вкратце ответим, что никто не может похитить из руки Божией: но по собственной воле может освободиться от руки Божией тот, кто удерживается ею. В следующих затем словах: пойду и возвращусь в Мое место под местом Божиим мы должны понимать славу и величие Его, так что Он не будет более сходить [на землю] для служения, не будет гневаться, миловать, забывать, делаться как бы пантерою, обращаться в льва, превращаться в зверей; но будет не обращать внимания на дела человеческие и дозволять тем, коих прежде Он охранял, подпадать под власть врагов, чтобы они дошли до истощения, до изнеможения и погибели и после того взыскали Господа и сказали: //просвети лице Твое испасемся// [[old:ps:079:04|(Псал. 79, 4)]], и: //яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам// [[old:ps:084:08|(Псал. 84, 8)]]. Также по отношению к еретикам и небрежным членам Церкви Бог обращается в пантеру и льва и отнимет у них добычу, взятую ими прежде у Церкви, чтобы, сделавшись пленниками, спаслись те, которые погибали, когда были свободными, и Он не будет пребывать в собраниях нечестивцев, но возвратится в место Свое, о котором говорит: //Аз во Отце и Отец во Мне есть// [[new:in:14:10|(Иоанн. 14, 10)]], и будет презирать их и оставлять без внимания, доколе они не придут в изнеможение от нечестия и доколе чрез покаяние не взыщут Того, который оставил их. Другие полагают, что место Божие есть небо, куда Бог удалится от обитателей земли, прогневавших Его, п что Он даст погибнуть тем, которые беспредельную благость Божию в ним изменили своими великими грехами в ярость, свойственную зверям. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== **Ибо Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет** Вместо рус. //Как лев// (scrachal) в слав. : //"яко панфирь"//. Слово schachal LXX передают различно: lewn ([[old:iov:04:10|Иов IV:10]]; С:16; asihV ([[old:ps:090:13|Пс XC:13]]), panqhr ([[old:os:05:14|Oc V:14]]; [[old:os:13:07|XIII:7]]). Евр. kephir //"скимен"// (молодой лев) у LХХ передается и skumnoV, и lewn как в [[old:os:05:14|ст. 14]]. [<10>]