[<10>] ====== Толкования на Ос. 7:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-2 **Егда изцелю Израиля, и открыется неправда Ефремова и злоба Самарийска, яко соделаша лжу: и тать к нему внидет, совлачаяй разбойник на пути его: яко да воспоют вкупе, аки поющии сердцем своим. Вся злобы их помянух: ныне обыдоша их совети их, противу лицу Ми быша** Владыка всяческих истинно благ по природе и //милостив, долготерпелив и многомилостив// [[old:iol:02:13|(Иоил. 2, 13)]]. Пока Он долго терпит согрешающим, до тех пор преступления их как бы сокрыты; когда же Он начинает гневаться и посылает наказания и не дозволяет наслаждаться спокойствием, тогда преступления становятся ясными, кажутся как бы уже открытыми и, как бы выставленные на средину, обыкновенно бывают доступны взорам всех. Это и будет теперь, говорит, с Ефремом и Самариею. Под Ефремом здесь разумей царский в Самарии роль, из которого произошел Иеровоам и его потомки. Под Самарией же разумей находящихся в Самарии, то есть, десять колен. Говорит, что откроются грехи их по такого рода причинам, **яко соделаша лжу**, совершая пустое и гнилостное служение и сделавшись художниками идолов, как я сказал, и **яко тать**, то есть разбойник, **к нему внидет**, вместо: вошел и нашел отдых и остановился у него вор, совершающий грабительство на дороге, чтоб из этого ясно было, говорит, что они имеют согласное сердце, созвучное очевидно и единомысленное. Так одни грабили тех, которые хотели идти во Иерусалим, другие же разделяли с ними преступления, нечестиво получая часть из награбленного. И начальники иудейские радовались, когда уверовавшие во Христа подвергались сильным нападениям, и становились участниками в нападении и разбое других, радуясь гонению на верных и в свою душу и сердце принимая сатану, как некоего разбойника, лишающего их душу всякого благочестия, чтоб они имели сердце, согласно с ним. Как //прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем// [[new:1kor:06:17|(I Кор.6, 17)]]: так точно, думаю, прилепляющийся к сатане будет иметь одно сердце с ним. **Вся злобы их помянух: ныне обыдоша их совети их, противу лицу ми быша**. Пока еще мы грешим сносно и умеренно, как люди и имеющие природу, удобопреклонную ко злу, до тех пор Бог, по свойственному Ему человеколюбию, не взыскивает с нас: ибо //позна создание наше, помяну, яко персть есмы//, по слову Псалмопевца [[old:ps:102:14|(Псал. 102, 14)]]. Но как скоро совершается нами что-нибудь великое, необычайное и поистине невыносимое, что наконец раздражает и самую кротость судьи и как бы невольно возбуждает к гневу: тогда Он, так сказать, обращается к воспоминанию о грехах, совершенных некоторыми. Посему и говорит об Ефреме и Самарии: **вся злобы их помянух**. Кажется и здесь пророческое слово хочет намекнуть нам о прежнем. По благости Своей, говорит, Я простил убийство Сихемлян, погибших от Левии за оскорбление Дины дочери Иакова, но так как они совершили убийство и теперь, то Я вспомню и древнюю их неправду и подвергну их наказанию и за прежние грехи, как убийц и жестоких людей. Посему **обыдоша их**, говорит, совети их, — как бы так говорит: они уже осаждены своими собственными нечестивыми желаниями и замыслами; некогда лукавством и обманом избили жителей Сихема, ныне разбойнически—(избили) даже и обращающихся к Богу. Так как грехи, превышающие всякое слово, наконец **противу лицу ми быша**: то Я, говорит, буду снисходить к таким беззакониям и не буду оставлять без внимания и откладывать за них наказание. **Обыдоша** Иудеев **совети их** и в том, что они замышляли против Христа; ибо они убили пророков, пока Бог долготерпел им. Но после того, как они сделались убийцами Господа, **обыдоша их совети их** и Бог всяческих вспомянул все их беззакония. так же См. Толкование на [[old:os:06:11#svt_kirill_aleksandrijskij|Ос. 6:11]] //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Когда исцелял я Исраиля** чрез Ииуя, который повиновался словам Пророков, и преследовал служащих идолам, как например, Иезавель и ее жрецов: тогда открылась **неправда Ефремова** и **злоба Самарийска**. Открылось, что неудобоисправимы бесстыдство и нечестие сынов Ефремовых и царей самарийских, и что болезнь их неисцельна. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Когда Я хотел врачевать Израиля, открылось беззаконие Ефрема и злодейство Самарии; они делали дела лжи, и вошел вор, и разбойник грабит извне** LХХ [перевели] таким же образом. Израиль часто получал многочисленная раны от идолослужения и в особенности тогда, когда в пустыне сделали литую голову тельца и сказали: //сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли египетския// [[old:ish:32:08|(Исх, 32, 8)]]. Поэтому Я, как желающий более покаяния грешника, нежели смерти [[old:iez:18:start|(Иезек. гл. 18]] и [[old:iez:33:start|33)]], и говорящий впоследствии в Евангелии: //не требуют здравии врачо, но болящии// [[new:lk:05:31|(Лук. 5, 31)]], старался врачевать раны народа Моего. И когда Я употреблял все средства искусства для того, чтобы уврачевать несчастный народ, то внезапно явился Иеровоам из колена Ефремова, сделавший золотых тельцов, а открылось злодейство Самарии, последовавшей за нечестивым царем; потому что и царь и народ сделали дело лжи, то есть идола. Ибо как истукан противоположен Богу, так ложь истине. Сам же царь подобно вору вошел к народу израильскому и подобно разбойнику лишил несчастный народ помощи Божией. Смысл же следующий: когда Я хотел изгладить старые грехи народа Моего, [бывшие] вследствие прежнего идолослужения, то Ефрем и Самария открыли новых идолов. Но можно и так сказать, что когда Господь Спаситель, после пролития крови Своей и собрания Церкви Своей как из иудеев, так из язычников, хотел уврачевать грехи народа и привести его к покаянию, то внезапно восстали Ефрем, обещающий обилие лжеучений, и народ Самарийский, называющий себя соблюдающим заповеди Божии, и сделали идола лжеучений, и чрез них диавол, вор и разбойник, вошел в Церковь, или самое учение еретиков вошло подобно вору и разбойнику, о чем Спаситель говорит в Евангелии: //вси, елико их прииде прежде Мене, такие суть и разбойницы// [[new:in:10:08|(Иоанн. 10, 8)]]. Воры подстерегают и действуют тайно, посредством обмана и хитростей, а разбойники смело отнимают принадлежащее другому. Ибо воры воруют ночью и к темноте. Поэтому ясно говорится, что вор вошел тайно, а разбойник грабить извне. Ибо с тех, которых они учили, они не могут совлечь одежду Христову иначе, как только выведши их вон из Церкви и заставивши ходить по превратному пути своих учений. Под ворами и разбойниками, приходившими прежде Господа, мы должны понимать не Моисея и пророков, которые всегда восхваляются устами Спасителя, а лжепророков и затем еретиков, которые не были посланы Господом, но приходили по собственной воле. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== **Когда Я врачевал Израиля, открылась неправда Ефрема и злодейство Самарии: ибо они поступают лживо; и входит вор, и разбойник грабит по улицам** //Продолжение обличений Израиля; внутренняя испорченность народа// //Когда Я врачевал Израиля, открылась неправда Ефрема.// Пророк хочет сказать, что по мере того, как Господь употреблял разнообразные средства для исправления народа, религиозно-нравственное растление народного организма, грехи его выступали еще ярче. [<10>]