[<10>] ====== Толкования на Ос. 9:15 ====== **Все зло их в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их - отступники** И когда он еще молился, ему явился ангел Божий, что был страшен весьма и держал в руке обнаженный огненный меч. И сказал он отцу нашему, Пахомию: //«Так же, как Бог изъял имя его из книги жизни// ([[old:ish:32:32|Исх 32:32]]), так и ты их изгони из среды братьев, ибо они не есть неведающие. Ибо даже и для неведующих подобная нечистота является скверной перед Богом». Когда же наступило утро, он надел на них мирскую одежду и сказал: «Идите и ведите себя в соответствии с одеждой этой, ибо таковой нрав вы уже сделали своим обычаем». И изгнал он их из среды братьев. И исполнилось о них слово пророка: **изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их**. //**Жизнь Пахомия.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Вся злобы их в Галгалех, яко тамо их возненавидех за злобы начинаний их: из дому Моего изжену Я, (ксему) не приложу любити их** Снова Бог всяческих начинает перечислять проступки и упоминает о Галгале. Это – город, в котором наиболее усердно и неразумно почитались изделия рук (идолы). Сказанное имеет такой смысл: во многих отношениях были скверны Израильтяне, но верх присущей им порочности можно было бы видеть, вспомнив о Галгале: там Я видел «всю злобу их», там возненавидел их, не из-за места, что было бы неразумно, но имея в виду совершавшееся в нем. Поэтому, говорит, выселю их и выгоню из чертога Моего, удалю от общения (со Мною) и, праведно возненавидев, восстану на них и уже не преклонюсь к тому, чтобы полюбить таких преступников. Но, думаю, кто-нибудь скажет: почему же Он возвратил их из Ассирии в Иудею? почему освободил из плена? Не потому ли, что преклонился к благости и милосердию и удостоил их любви? – Верно: я сам признал бы эти слова истинными: бесспорно, они помилованы по человеколюбию. Но те, о ком речь, ушли в плен и, по прошествии долгого времени, в виде наказания вымерли. И как чрез Моисея в Египте Он обещал Израильтянам ввести всех в землю, о которой клялся отцам их, однако некоторые не вошли за неповиновение, и тела их пали в пустыне, унаследована же земля их потомками, – так понимай и здесь. Именно: умерли те, о коих речь, возвратились же со временем в Иудею их потомки, когда уже позволил (им) Кир, по исполнении семидесяти лет пребывания их на чужбине. Извергнуты будут из дома Божия, или, лучше, уже извергнуты – и те, которые дерзнули совершить страшные и превосходящие всякое описание надругательства над Христом и устремили на Него свой злобный и вздорный язык; они непременно испытывают на себе и гнев, потому что виновны в издевательстве не над одним из пророков, но над самим Владыкою пророков. Таким образом, умалчивая о других прегрешениях, который они совершали само по себе, можно видеть всю их злобу и крайнее развращение уже в одних только поступках со Христом. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Все зло их в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их - отступники** **Все зло их в Галгале; ибо там Я возненавидел их**. В Галгале был помазан Саул на царство и Самуил возвестил народу гнев Божий [[old:1ts:10:start|(1 Цар. гл. 10)]]. Там Я, говорит, возненавидел их, потому что они, потребовав себе человека в царя, отложились от Моей власти, или, может быть, потому, что Галгала есть место идолослужения и там совершались всякие преступления. Но так как Галгала означает открытие или κυλισμοι, то есть катание, то говорит, все злодеяния еретиков откроются в то время, когда Бог даст им утробу бесплодную и сосцы сухие и когда они увидят свое посрамление. Тогда те, которые хвастались в своем высокомерии, что они достигли высшего состояния, скатятся на землю или будут низвержены в преисподнюю. Еретики, действительно, достойны ненависти Божией, потому что они говорят ложь против Господа и с них далее говорится: **За злые дела их изгоню их из дома Моего: не буду больше любить их; все князья их отступники или непокорные.** Хотя по отношению к еретикам нет никакого сомнения, что они изгнаны из дома Божия и что Он не будет больше любить их, пока они будут оставаться в своем заблуждении, и все князья их отступили от Бога или непокорны, как Валентин, Маркион и прочие, однако мы можем также сказать, что князья еретиков – это демоны, которые называются князьями согласно с тем, что Господь говорит в Евангелии: //грядет сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже// [[new:in:14:30|(Иоанн. 14, 30)]]. И апостол говорит, что мы ведем борьбу против властей, против начальств и против правителей тьмы сей [[new:ef:06:start|(Ефес. гл. 6.)]] При историческом понимания этого места возникнет вопрос: как Он изгнал их, то есть десять колен, из дома Своего, когда они не были в доме Божием? Но мы домом Божиим можем назвать или святую землю, в которую они были введены, или имя Израиля, которое они ложно носили, или то, что к ним, как к народу Божию, посылались пророки. А что Он не будет больше любить их и что все цари израильские отступили от Бога, это очевидно, потому что и до сего времени они остаются в плену. Другие полагают, что слова: изгоню их из дома Моего относятся к обитателям царства иудейского, в том смысле, что и они будут отведены в плен. Но как можно применить к ним сказанное: не буду больше любить их, когда они впоследствии возвратились в Иерусалим, и слова все князья их – отступники, когда мы читаем, что Давид, Аса, Иосафат, Езекия и Иосин были праведными царями? Поэтому следует перейти ко временам Христа, потому что с пришествием Его они были изгнаны из дома Божия и получат спасение не как Израиль, но как народ христианский. Поэтому также и Господь сделал Себе бич из веревок и изгнал их из храма за то, что очи дом Отца Его сделали домом торговли [[new:in:02:start|(Иоанн. гл. 2)]]. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== **Все зло их в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их - отступники** //Все зло их - в Галгале//: Галгала была одним из центров идолослужения. Может быть, в этом городе идолослужение достигло крайних пределов, почему пророк и упоминает о Галгале неоднократно ([[old:os:04:15|IV:15]]; [[old:os:09:15|IX:15]]; [[old:os:12:11|XII:11]]). //Изгоню их из дома Моего//: т. е. из общества Господня. [<10>]