[<10>] ====== Толкования на Ос. 14:8 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-9 **обратятся и сядут под кровом его, поживут и утвердятся пшеницею, и процветет яко виноград память его, якоже вино Ливаново. Ефремови что ему еще и кумиром? аз смирих его, аз и укреплю его: аки смерчие учащеное, от Мене обретеся плод твой** Отстанут, говорит, от прежних грехов, ревностно обратятся к служению Богу живому и истинному и будут подчиняться единственно только Ему, ни от кого другого не ожидая спасения от врагов, но от Него Одного. Хорошо исполняя это, церковь из язычников говорит о Спасителе всех в Песни Песней: «//под сень ею восхотех и седох//» [[old:pp:02:03|(Песн. 2:3)]]. Навыкшим поступать так да возгласит и богоглаголивый Давид, говоря: «//во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию//» [[old:ps:120:06|(Пс. 120:6)]]. Это совершал Бог для древних, когда облако в пустыне осеняло их и дивно освещало горнюю и божественную скинию. При этом весьма хорошо говорит: «**сядут**», так что в этом усматривается постоянство и непоколебимая основательность мысли обращающихся к Богу. Вот достоприятные дары обращения и утверждения: будут, говорит, причастниками вечной жизни, и в изобилии силы, разумеется – духовной. Это, думаю, означает: «**упиются пшеницею**». Написано, что «//хлеб сердце человека укрепит//» [[old:ps:103:15|(Пс. 103:15)]]. Потому, тело наслаждается сродной ему пищей, а душу укрепляет божественное и горнее слово, ибо как можно сомневаться в том, что обращающийся от заблуждения к познанию Бога и мужественно устремляющийся из рвов порока к исканию добродетели переходит от бессилия к силе, если действительно признаком бессилия считается впасть в беспечность, мирские удовольствия и пристрастие к идолослужению, а блестящим обнаружением духовной мощи признается – быть готовым на доброе дело, кроме того не ставить ничего выше любви к Богу и непреткновенно, с бодростью ума шествовать стезею, (ведущею) к этому? Бог в одном месте говорил матери иудеев, то есть синагоге: «//аз посадих тя виноград плодоносел, весь истинен//» [[old:ier:02:21|(Иер. 2:21)]]. Поет нам о ней в одном месте и божественный Давид: «//виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и: путесотворил еси пред ним//»[[old:ps:079:09|(Пс. 79:9]][[old:ps:079:10|-10)]]. Итак, Израиль был «**виноградом благолозным**» [[old:os:10:01|(Ос. 10:1)]]. Но так как он многообразно грешил, то Господь низложил «//оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем: озоба и вепрь от дубрави, и осел дивий пояде и//» [[old:ps:079:13|(Пс. 79:13]][[old:ps:079:14|-14)]], – значит, отдан на попрание желающим вредить, в добычу кабанам и ослам, то есть – похотям и неразумию. Впрочем во Христе процвела «**память его**», конечно – Израиля. А «**память**» – говорит потому, что не все уверовали, но как бы на память о нем соблюдается остаток. Для Ефрема же, или для Израиля, благодать Божия была «**якоже вино Ливаново**», то есть благовонное и слегка приправленное ливаном для запаха. А это есть слово о Христе, и о Нем говорит блаженный Давид: «//вино веселит сердце человека//» [[old:ps:103:15|(Пс. 103:15)]], и к Нему побуждает нас стремиться со всем рвением священное слово, которое гласит так: « //ядите, и пийте, и упийтеся ближнии//» [[old:pp:05:01|(Песн. 5:1)]], потому что святым не насытиться тем, что дано чрез Христа, и принятое до опьянения оно еще более полезно. **Что ему еще и кумиром?** Действительно, если, говорит, насытится и приобщится столь ценных и горних благ, то совершенно отступит от склонности к заблуждению и привязанности к делам собственных рук. В самом деле: в каком еще из благ терпя недостаток, он станет искать их у кого-либо другого? И не бесполезно ли для обольщенных такое искание, ибо что может дать кому либо бездушная вещь? О них справедливо было сказано от Бога: «//благо сотворите, и зло сотворите, и увемы, яко бози есте//» [[old:is:41:23|(Ис. 41:23)]], – но никогда не могут рукотворенные принести вред людям (в самом деле, как и чем?), ни дать что-либо доброе или полезное. Поэтому пусть, и вполне справедливо, услышат: «//бози иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут от земли и от сих, иже под небесем сим суть//» [[old:ier:10:11|(Иер. 10:11)]]. На этот именно поступок и на укрепление в любви к Богу и указывает, говоря: «**что ему еще и кумиром**?» **Аз смирих его, аз и укреплю его**. Я, говорит, могу озлобить тех, кто, как Я замечаю, пренебрегает искренним расположением ко Мне. Равным образом укрепляю тех, кто будет делать добро и знать сущего по естеству и истинного Бога. Итак, и озлобление или изнеможение Израиля зависело не от них (ложных богов), и переход к силе нельзя считать даром демонов: это богодарованное благо, точно так же, как и бессилие было следствием движений гнева. Поэтому мудро и боголюбиво поет нам великий Давид: «//крепость моя и пение мое Господь//» [[old:ps:117:04|(Пс. 117:4)]]. Растение «**смерчие**» настолько густо и обильно листвою, что кажется как бы рукотворенною кровлей и не дает прохода ни солнечным лучам, ни дождевым струям, хотя бы они и сильно лились на землю. Итак, что они, повинуясь Богу, будут иметь безмятежное осенение или помощь, показывает, говоря: «**аз аки смерчие учащеное**». А что всякое плодоношение повинующихся Богу совершается не иначе, как во Христе или чрез Христа, подтвердит Сам Он, говоря евангельскими словами: «//без мене не можете творити ничесоже//» [[new:in:15:05|(Ин. 15:5)]]. Таким образом, конечно, может сказать всякому верующему, если он славен, досточуден и украшен добродетелью: «**от мене плод твой обретеся**». //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское** См. Толкование на [[old:os:14:07#prp_efrem_sirin|Ос. 14:7]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское** См. Толкование на [[old:os:14:05#blzh_ieronim_stridonskij|Ос. 14:5]] =====Лопухин А.П.===== **Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское** Речь идет об отдельных членах народа Израильского. //Возвратятся сидевшие под тенью его,// т. е. Израиля. Израиль представляется здесь под образом ветвистого дерева, прикрывающего своею тенью отдельных членов народа. //Будут изобиловать хлебом;// в слав. //"утвердятся пшеницею"//, - чтение: strricqhsontai (//утвердятся//) во многих кодексах, но первоначальным должно считать чтение принятого текста LХХ mequsqhsontai, //будут упояться.// [<10>]