[<10>] ====== Толкования на Плач Иер. 4:12 ====== ===== Прп. Нил Синайский ===== **Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима** Многие, полагаясь на себя по причине некоторых добродетелей и не ожидая, что войдут к ним осаждающие и расхищающие душу демоны, думали о себе высоко. Однако же, сверх чаяния, изменившись к худшему, на опыте узнали врагов, вторгшихся чрез телесные чувства и приведших в запустение душу. Потому и написано: **«не вероваша царие земстии, яко внидет враг стужаяй, сквозе врата Иерусалимския»** [[old:pier:04:12|(Плач. 4:12)]]. А что после целомудренной жизни изнемогшим в добродетели и усилившимся в пороке посредством нечистых помыслов возможно впасть в телесную нечистоту, вот тебе о семе свидетельство. Пророк говорит: //«поколебашася бодрии на стогнах, осквернишися в крови, внегда немощи им, прикоснушася одежд своих»// [[old:pier:04:14|(Плач. 4:14)]]. **//Письма на разные темы. Монаху Вириму.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима** Так был крепок и славен город – и так всемогущ и праведен Господь, не пощадивший и места святыни Своей. **//Дневник. Том I. 1856.//** =====Лопухин А.П.===== Ст. 12-20 **Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима. Все это - за грехи лжепророков его, за беззакония священников его, которые среди него проливали кровь праведников; бродили как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их. "Сторонитесь! нечистый!" кричали им; "сторонитесь, сторонитесь, не прикасайтесь"; и они уходили в смущении; а между народом говорили: "их более не будет! лице Господне рассеет их; Он уже не призрит на них", потому что они лица священников не уважают, старцев не милуют. Наши глаза истомлены в напрасном ожидании помощи; со сторожевой башни нашей мы ожидали народ, который не мог спасти нас. А они подстерегали шаги наши, чтобы мы не могли ходить по улицам нашим; приблизился конец наш, дни наши исполнились; пришел конец наш. Преследовавшие нас были быстрее орлов небесных; гонялись за нами по горам, ставили засаду для нас в пустыне. Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: "под тенью его будем жить среди народов"** //Причины гибели Сиона// Говоря о причинах страшного гнева Божия, обрушившегося на головы иудеев, пророк указывает, прежде всего, на грехи пророков и священников иудейских, особенно омрачивших себя и навлекших на себя всеобщее презрение своими злодеяниями. Затем пророк говорит о другой причине падения иудейского государства — о неосновательном доверии народа к разным чужим народам, которые будто бы могли оказать иудеям помощь. Тут пророк останавливается на печальной судьбе последнего иудейского царя, захваченного халдеями. [<10>]