[<10>] ====== Толкования на Послание Иер. 1:16 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 16-53 **После того, как они поставлены в капищах, глаза их полны пыли от ног входящих. И как у нанесшего оскорбление царю заграждаются входы в жилье, когда он отводится на смерть, так капища их охраняют жрецы их дверями и замками и засовами, чтобы они не были ограблены разбойниками; зажигают для них светильники, и больше, нежели для себя самих, а они ни одного из них не могут видеть. Они как бревно в доме; сердца их, говорят, точат черви земляные, и съедают их самих и одежду их,- а они не чувствуют. Лица их черны от курения в капищах. На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки. Из этого уразумеете, что это не боги; итак, не бойтесь их. Если кто не очистит от ржавчины золота, которым они обложены для красы, то они не будут блестеть; и когда выливали их, они не чувствовали. За большую цену они куплены, а духа нет в них. Безногие, они носятся на плечах, показывая чрез то свою ничтожность людям; посрамляются же и служащие им; потому что, в случае падения их на землю, сами собою они не могут встать; также, если бы кто поставил их прямо, не могут сами собою двигаться и, если бы кто наклонил их, не могут выпрямиться; но как перед мертвыми полагают перед ними дары. Жертвы их жрецы продают и злоупотребляют ими; равно и жены их часть из них солят, и ничего не уделяют ни нищему, ни больному. К жертвам их прикасаются женщины нечистые и родильницы. Итак, познав из сего, что они не боги, не бойтесь их. Как же назвать их богами? женщины приносят жертвы этим серебряным и золотым и деревянным богам. И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами: ревут они с воплем пред своими богами, как иные на поминках по умершим. Некоторые из одежд их жрецы берут себе и одевают ими своих жен и детей. Если испытывают от кого-либо злое или доброе, не могут воздать; не могут поставить царя, ни низложить его. Равно ни богатства, ни даже мелкой медной монеты они не могут дать. Если кто, обещав им обет, не исполнил бы его, не взыщут. От смерти человека не избавят, ни слабейшего у сильного не отнимут; человеку слепому не возвратят зрения; человеку в нужде не помогут; вдове не окажут сострадания, и сироте не сделают добра. Камням из гор подобны эти боги деревянные и оправленные в золото и серебро,- и служащие им посрамятся. Как же можно подумать или сказать, что они боги? К тому же сами Халдеи обращаются с ними непочтительно: они, когда увидят немого, не могущего говорить, приносят его к Ваалу и требуют, чтобы он говорил, как будто он может чувствовать. И не могут они, заметив это, оставить их, потому что не имеют смысла. Женщины, обвязавшись тростниковым поясом, сидят на улицах, сожигая курение из оливковых зерен. И когда какая-либо из них, увлеченная проходящим, переспит с ним,- попрекает своей подруге, что та не удостоена того же, как она, и что перевязь ее не разорвана. Все, совершающееся у них, ложно. Посему как можно думать или говорить, что они боги? Устроены они художниками и плавильщиками золота; не чем иным они не делаются, как тем, чем желали их сделать художники. И те, которые приготовляют их, не бывают долговечны; как же сделанные ими могут быть богами? Они оставили по себе ложь и срам своим потомкам. Когда постигают их война и бедствия, жрецы совещаются между собою, где бы им скрыться с ними. Как же не понять, что те не боги, которые самих себя не спасают ни от войн, ни от бедствий? Так как они деревянные и оправленные в золото и серебро, то можно познать, что они ложь; всем народам и царям сделается ясным, что это не боги, а дела рук человеческих, и в них нет никакого действия божественного. Кому же после сего не понятно, что они не боги? Царя стране они не поставят, дождя людям не дадут; суда не рассудят, обидимого не защитят, будучи бессильны** Когда идол помещен в капище, то он стоит недвижимо, не имея силы защититься от пыли, которая лезет ему в глаза, от червей, которые точат его одежду, от копоти курений, от летучих мышей и кошек. Идолы носятся жрецами и переносят все безобразия, какие пред ними чинят жрецы и распутные женщины. Тем более они не могут оказать никакой пользы стране. [<10>]