[<10>] ====== Толкования на Песн. 1:3 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя** См. Толкование на [[old:pp:01:01#svt_grigorij_nisskij|Песн. 1:1]] ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя** Но тот, кто сказал: **Влеки меня** [[old:pp:01:03|(Песн. 1:3)]], имеет нечто, чего желает, и нечто, чего не может достичь. Человеческая природа желает следовать Богу; но так как одолевает ее обыкновение непостоянства, то, насколько должно, следовать не в силах. Стало быть, она видит, что есть в ней одно, к чему она стремится, и другое, чего она не может достичь; и говорит честно: влеки меня. И Павел наблюдал в себе подобное желание и невозможность достичь [желаемого], когда говорил: //Умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха// [[new:rim:07:25|(Рим. 7:25)]], а также: //Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего// [[new:rim:07:23|(Рим. 7:23)]]. И поскольку, следовательно, и в нас есть одно, что нас побуждает, и другое, что нас отягощает, то и скажем: влеки меня. //**На Песнь Песней.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя** См. Толкование на [[old:pp:01:01#svt_amvrosij_mediolanskij|Песн. 1:1]] ===== Свт. Григорий Эльвирский ===== **Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя** **Царь ввел меня в чертоги свои** [[old:pp:01:03|(Песн. 1:3)]]. Здесь говорит Церковь, исповедующая царём Христа Сына Божия. Но что же такое чертог, куда Царь-Христос ввёл Церковь царицею, если не тайна Царствия Небесного? Кто не знает, что ввёл Христос Церковь Свою, то есть плоть Свою, туда, откуда Сам сошёл бесплотно - ко вратам небесным? О Церкви же, что она плоть Христа, знаем по слову апостола, сказавшего: «Плоть Христа, //которая есть Церковь//» [[new:kol:01:24|(Кол. 1:24)]]. //**На Песнь Песней.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя** **Царь ввел меня в чертоги свои.** И кто этот царь, если не Сам Христос? Или что это за сокровищницы, если не царские чертоги? Народ говорил следующее: **Возрадуемся и возвеселимся о тебе**, ибо всех зовет Он. Сначала говорит нам о прошедшем, затем открывает о будущем в час покаяния. **Возрадуемся и возвеселимся о тебе. Я возлюбил груди твои более, нежели вино** ([[old:pp:01:03|Песн. 1:3]]; LXX), - не то, которое растворяется Христом, а то, от которого ранее ослаб Ной, опьянев, и которое совратило Лота. Более этого вина возлюбил я Твои источники молока, ибо груди Христа - это два завета: они веселят, но не опьяняют. Поэтому-то говорит апостол: //Не упивайтесь вином// [[new:ef:05:18|(Еф. 5:18)]]. Итак, от этого говорит, о возлюбленные: **Я возлюбил груди твои более, нежели вино.** //**На Песнь Песней.**// ===== Сщмч. Александр Глаголев ===== **Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя** См. Толкование на [[old:pp:01:01#sschmch_aleksandr_glagolev|Песн. 1:1]] ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== Бог называется как любовию, так и правотою. Посему Премудрый в Песни Песней говорит к чистому сердцу: «**правость возлюби тя**». А отец его сказал: «//благ и прав Господь//» [[old:ps:024:08|(Пс.24:8)]]; и о тех, кои Ему соименны, говорит, что они спасаются: «//спасающаго правыя сердцем//» [[old:ps:007:11|(Пс.7:11)]]; и еще в ином псалме: «//правоты душ виде и посетило лице Его//» [[old:ps:010:07|(Пс.10:7)]]. //**Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве.**// ===== Блж. Августин ===== **Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя** Вслед за этим и Песнь Песней представляет некоторое духовное наслаждение святых умов в союзе этого Царя и царицы града, то есть Христа и Церкви. Но наслаждение это представлено под аллегорическими покровами, чтобы пламеннее желалось и приятнее обнаруживалось, и стал бы видимым и жених, которому в этой Песне говорится: **Достойно любят тебя!** [[old:pp:01:03|(Песн. 1:3)]], и невеста, которой там же говорят: //Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная// [[old:pp:07:07|(Песн. 7:7)]]. //**О граде Божьем.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя** Удостоена она и покоев, и опочивален, и кладовых жениха, и, возвеличившись, заявляет хороводу своему: **Царь ввел меня в чертоги свои** [[old:pp:01:03|(Песн. 1:3)]]. Иными словами: сокровенные свои замыслы Он мне открыл; известил меня о тайне, скрытой от веков и родов; сокровища, хранимые во тьме и невидимые, открыл мне по пророчеству Исаии. //**На Песнь Песней.**// ===== Ориген ===== **Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя** Итак, //за тобою, на благовоние мира твоего потечем// ([[old:pp:01:04|Песн. 1:4]]; LXX). Ходящим со всякою чистотою сказано: //За тобою на благовоние мира твоего потечем//, согласно одному слову апостола: //течение совершил// [[new:2tim:04:07|(2 Тим. 4:7)]], и другому: //Бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду// [[new:1kor:09:24|(1 Кор. 9:24)]]. Награда есть Христос, и эти отроковицы, о которых мы узнаем, что они, как еще начинающие любить жениха, стоят вне брачного чертога, по оному примеру: //Друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха// [[new:in:03:29|(Ин. 3:29)]], чувствуют нечто подобное. Когда жених входит в брачный чертог, они остаются вне оного; невеста же прекрасная, совершенная, без пятна и порока, вступив в ложницу жениха, в царскую опочивальню, возвращается потом к отроковицам и рассказывает им о том, что она одна видела, и говорит: **Ввел меня царь в опочивальню свою** [[old:pp:01:03|(Песн. 1:3)]]. Не говорит: ввел многих в опочивальню свою. Многие остаются вне; в опочивальню входит одна только невеста, чтобы видеть скрытые и потаенные сокровища и возвестить отроковицам: **Ввел меня царь в опочивальню свою**. Между тем отроковицы, то есть весьма многочисленная толпа подрастающих невест, по вступлении невесты в опочивальню жениха и во время рассматривания ею там богатств своего мужа, пока ожидают пришествия жениха, радостно поют: //Возрадуемся и возвеселимся о тебе// ([[old:pp:01:04|Песн. 1:4]]; LXX). Они радуются о совершенстве невесты. В добродетелях нет зависти. Любовь эта чиста, любовь эта без порока. //Возрадуемся и возвеселимся о тебе, возлюбим груди твои// ([[old:pp:01:04|Песн. 1:4]]; LXX). Та, которая больше, уже наслаждается млеком грудей твоих и говорит в восторге: //Добрые груди твои лучше вина//. Эти же, которые еще ожидают радости и веселия, потому что еще молоды, отлагают на время выражение чувств и говорят: //Возрадуемся и возвеселимся о тебе. Возлюбим//, - не любим, а возлюбим - //груди твои лучше вина//. Потом, указывая на невесту, говорят жениху: //Правота возлюбила тебя// ([[old:pp:01:04|Песн. 1:4]]; LXX). Они хвалят невесту, давая ей от собственных ее добродетелей имя правоты: //Правота возлюбила тебя//. Но, так как та, о которой идет речь, есть Церковь, ко Христу приходящая, или душа, к Слову Божию прилепившаяся, что иное может пониматься под «ложем» Христа и чертогами Его, куда Он вводит или Церковь Свою, или душу, к Нему прилепившуюся, как не само тайное и сокрытое постижение Христа? //**На Песнь Песней.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя** Чертоги вечного Царя - это внутренние услады небесного отечества, в которые теперь вводится святая Церковь по вере, чтобы в будущем войти туда более полно - по бытию. Невеста обращается к девицам: это значит, что Церковь Христа говорит к верным своим - недавно возродившимся членам Христовым. //**На Песнь Песней.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя** См. Толкование на [[old:pp:01:01#lopuxin_ap|Песн. 1:1]] [<10>]