[<10>] ====== Толкования на Песн. 1:9 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях** См. Толкование на [[old:pp:01:08#svt_grigorij_nisskij|Песн. 1:8]] ===== Сщмч. Александр Глаголев ===== **Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях** См. Толкование на [[old:pp:01:08#sschmch_aleksandr_glagolev|Песн. 1:8]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях** Как огонь закваску, если не смешана она с опресноком, поднимает вверх и делает, что, раздуваясь, принимает она всякий, какой угодно, вид, так добродетель вызывает душу на высокоумие, если твердое суждение не приуготовит ее к тому, чтобы данное ей соблюсти незыблемым. Такова та, которой говорит Божие слово: **«Выя твоя яко монисты»**, свидетельствуя и о самом множестве добродетелей, и о смирении при всех сих добродетелях, означая же **«выею»** правоту и высоту жития, а **«монистами»** образ мыслей. Ибо как выю горделивого называет //«жилою железною»// (ср. [[old:is:48:04|Ис. 48, 4]]) за непреклонность и за то, что по самомнению подъемлется в высоту и ожесточается от высокомерия, так выю добродетельного и смиренномудрого именует золотым монистом, давая судить по виду сего украшения о состоянии души, а по веществу оного об ее достоинстве, потому что монисто из прямой нити сгибается в круг и правый по жизни преклоняется к смирению. Ибо Изрекший теперь невесте: **«Выя твоя яко монисты»** вскоре за сим говорит: //«Яко столп Давидов выя твоя»// [[old:pp:04:04|(Песн. 4, 4)]]; и еще: //«Выя твоя яко столп слоновый»// [[old:pp:07:05|(Песн. 7, 5)]], означая сим то восхождение добродетели в высоту и возбужденную деятельность в жизни, то смиренный образ мыслей, то недоступность к помыслам самомнения. Ибо по слоновому столпу ничто не может идти или ползти вверх, не имея за что ухватиться и при самом прикосновении скользя по причине гладкости, – так и горделивый помысел не может прикасаться к скромному образу мыслей, в котором всюду сглажены все неровности тщеславия, потому что тщеславие, по привычке к человекоугодию насекая в душе возвышенности и ступеньки, доставляет удобное восхождение высокоумию, внушая самомнение и кичливость мнимыми преуспеяниями человека. Посему-то Господь говорит иногда: //«Блаженны смиренные сердцем»// (ср. [[new:mf:05:08|Мф. 5, 8]]), а иногда: //«Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом»// [[new:lk:17:10|(Лк. 17, 10)]]. А сим побуждает при светильнике блаженства посредством таковой добродетели приобретать полезное и приобучает размышлением об употребленных Им смиренных речениях умерять мысль о себе. **//К монаху Агафию.//** ===== Ориген ===== **Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях** См. Толкование на [[old:pp:01:08#origen|Песн. 1:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях** См. Толкование на [[old:pp:01:08#lopuxin_ap|Песн. 1:8]] [<10>]