[<10>] ====== Толкования на Песн. 2:10 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди** См. Толкование на [[old:pp:02:08#svt_grigorij_nisskij|Песн. 2:8]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 10-14 **Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно** Также в Песни Песней мы находим Христа, взывающего к невесте, про которую здесь сказано, и являющего человека Церкви в словах: **Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало** [[old:pp:02:10|(Песн. 2:10)]]. <...> Этот весенний покой - для тех, кто верит Ему. //**На Евангелие от Луки.**// ---- **Скала** есть Христос. Ибо Он становится нам, верующим, и оградой, и ущельем, и всякой защитой, которую обозначает утес. Он говорит, что когда Церковь будет воздвигнута, то и всячески укреплена будет. //**На Песнь Песней.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 10-14 **Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно** Добр тот олень, чья гора есть дом Бога, куда бежит он быстро и приближает желание и страсть невесты. Она, узрев его, издалека пришедшего, сразу понимает, что он пришел к ней. Потому и говорит: //Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку.// **Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле** [[old:pp:02:09|(Песн. 2:9-12)]]. **Зима** есть синагога, **дождь** есть народ иудеев, который не мог видеть Солнца, **цветы** же суть апостолы. //**О молитве Иова и Давида.**// ---- Затем говорит Он к душе так: **Встань, возлюбленная моя** [[old:pp:02:10|(Песн. 2:10)]], то есть: восстань от прелестей мира сего, восстань от земного и приди ко Мне, ибо ты еще труждаешься и обременена, ибо заботишься еще о том, что принадлежит миру. Поднимись над миром и приди ко Мне, ибо Я победил мир. Приди, уже украшенная красою жизни вечной, уже голубица, ибо кротка и смиренна, уже исполненная благодати духовной. Воистину, не должно более бояться сетей, ибо призывает к себе душу Тот, Кого все искушения и сети мира сего удержать не смогли. Ибо мы можем прогуливаться меж людей, среди сетей, но ведь и Он, находясь в теле, не боялся сетей, страшных для того, кого влечет приманка, в сетях и путах положенная, но поднялся выше сетей, то есть выше искушений мира и страстей тела, сделал так, что и другие могут над ними подняться. Потому, и сию душу желая укрепить, как бы говорит Он: «Восстань, приди, возлюбленная моя, не страшись сетей». **Зима уже прошла** [[old:pp:02:11|(Песн. 2:11)]], то есть пришла Пасха, пришло прощение, пришло грехов отпущение, престало искушение, прошел дождь, прошла буря, смятение прошло. Пред приходом Христа была зима, по приходе Его цветут цветы. Потому говорит: **Цветы показались на земле** [[old:pp:02:12|(Песн. 2:12)]]. Где прежде был терновый куст, там ныне расцвели цветы. //**Об Исааке, или о душе.**// ===== Свт. Григорий Эльвирский ===== Ст. 10-14 **Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно** Итак, нет сомнения, что **зима** имеет двоякое значение: либо от того, что суровость свойственна ей, либо потому, что это время, когда в благорасположении дождей сеют. И, называя так **зиму**, [Соломон] представляет время мира сего, каковое вместе со словом Божиим некогда, подобно семени праведности, разбрасывается в этом мире пророками и апостолами, или священниками, и орошается мир постоянной проповедью, подобной дождю небесному. <...> По прошествии зимы, то есть тягот мира сего, с уменьшением дождя, то есть проповеди Слова Божия, и с наступлением после весёлого весеннего времени приятной умеренной поры, каковая знаменует собой грядущее Царство Христово в великом мире, везде тела святых взойдут из земных гробниц, словно цветы, розы и лилии, белые святостью своею и багровые мученичеством. //**На Песнь Песней.**// ===== Сщмч. Александр Глаголев ===== Ст. 10-13 **Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди** Здесь имеем законченную строфу, начинающуюся и оканчивающуюся приглашением Возлюбленного Невесте пользоваться прелестями наступившей весны, открывающейся в Палестине по миновании **времени дождей** ("эт-гешамим" [[old:ezd:10:09|1Ездр. X, 9,]][[old:ezd:10:13| 13)]], частнее позднего дождя ("малкош"). Весенний солнечный луч, пробуждающий природу, касающийся высоких палестинских гор, не забывает заглянуть и в жилище человека. Вставь, прекрасная моя, говорит он всему живущему во святой земле, пора оставить зимний покой и выступать на простор для новой жизни... Стихи 12–13 изображают внешний вид палестинской природы в это время года, по преимуществу называвшееся месяцем цветов, ziv, подобно нашему месяцу маю» (Олесницкий, стр. 370). Священный поэт при этом выбирает такие черты весны – цветы, пение, благоухание, – какие способны возбуждать любовь к природе и людям. По нежной любви к природе и свежему аромату, эта «весенняя песня» есть редкое явление в целой древности. //**Комментарий на книгу Песни Песней Соломона.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== Господь, видя мужество и стойкость в искушениях души, а также и то, что, подвергаемая искушениям, она доказала свою безукоризненность, является в доброте Своей, открывая . Себя и ее озаряя сверхсиянным Светом Своим. Призывая душу к Себе, Он ей говорит: **«Приди в мире, ближняя Моя»**; она, подойдя к Нему, жалуется и говорит: «Почему, Господи, на столь долгое время Ты покинул меня, оставив на многие страдания и поношения врагов? Ведь когда я искала Тебя, //«обретоша мя стражие»// ночные, //«обходящие во граде»// [[old:pp:05:07|(Песн. 5:7)]], и мучили меня». Господь же, преисполненный неизреченного Света, отвечает ей, убеждая, увещевая и обращаясь к ней так: «Ты правильно говоришь, приди в мире, ближняя Моя, добрая Моя, голубица Моя» ([[old:pp:02:10|Песн. 2:10]] и [[old:pp:02:14|14]]). Затем Господь объясняет душе, показывая ей следы гвоздей: «Видишь эти следы, видишь язвы, видишь плевки, видишь раны? — Все это Я претерпел ради тебя, израненной многими ранами и влекомой многими врагами в тяжкое рабство. И по Своему человеколюбию пришел Я к тебе, взыскующей (Меня), для того, чтобы освободить тебя, ибо изначала создал тебя как образ Мой и как невесту Мою. Ради тебя пострадал Я, бесстрастный, и ради твоего искупления перенес Я, незапятнанный, многие оскорбления. И разве ты, по причине самой себя вверженная в столь великое зло и погруженная в столь великий мрак, не должна страдать и угнетаться?» Мирно обсуждая и беседуя с душой, (Господь) показывает, что это Он даровал ей (силы) выдержать мучения, Он укрепил ее в искушениях и скрыто ободрил ее. Услышав все это, душа познает, что не имеет ничего собственного, но что все принадлежит Господу, прекрасному и пригожему Жениху. Всем сердцем поняв благосклонность, любовь и (добрую) волю, проявленные к ней (Господом), отвечает (Ему): «Вот, Господи, вот тело непорочное и душа чистая; обними меня всю, защищаемую десницей [[old:pp:02:06|(Песн. 2:6)]] Твоей и обретающую покой на груди Твоей». //**Собрание рукописей типа III. Поучение 3.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 10-14 **Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно** Потом жених отвечает невесте и учит ее, что сень ветхого закона прошла и наступила истина Евангелия: **Встань, возлюбленная моя, выйди**, невеста моя; **вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал** [[old:pp:02:10|(Песн. 2:10-]][[old:pp:02:11|11)]]. <...> **Голос горлицы слышен в стране нашей** [[old:pp:02:12|(Песн. 2:12)]]. **Горлица** - самая чистая птица, всегда живущая на возвышенностях - есть образ Спасителя. Затем горлица говорит горлице: **Смоковницы распустили свои почки** [[old:pp:02:13|(Песн. 2:13)]], то есть заповеди ветхого закона пали, и цветущие отпрыски Евангелия дали благоухание. <...> Пока ты покрывала с Моисеем лице твое, и в законе было покрывало, ни лица твоего я не видел, ни голоса твоего не удостаивал услышать, говоря: //И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу// [[old:is:01:15|(Ис. 1:15)]]. А теперь с открытым лицом созерцай славу мою, и укройся за оградой из самого крепкого камня. //**Против Иовиана.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 10-14 **Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно** Итак, усовершившуюся в добродетели душу Жених по достоинству называет **голубицей**, то есть духовной и исполненной Духа Святого. <...> Так и Жених здесь Церковь свою, изнемогающую при искушениях, увлекает и ободряет, и //заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку// [[old:pp:02:09|(Песн. 2:9)]], и призывает ее восстать и взлететь к Нему. <...> Он говорит: «Ибо если вы остановитесь меж двух Заветов и будете из них обоих извлекать пользу, обнаружите там многоразличные дары Духа». Потому-то невеста, приняв духовное увещевание и возлежа между уделов, обнаружила крылья, покрытые серебром, посредством которых ее призывают лететь к Жениху. //**На Песнь Песней.**// ===== Ориген ===== Ст. 10-14 **Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно** **Цветы показались на земле, наступает время срезать их** [[old:pp:02:12|(Песн. 2:12]]; LXX). **Срезание** - это отпущение грехов. Ибо сказано: //Всякую ветвь, остающуюся у Меня и приносящую плоды, Отец Мой очищает, чтобы принесла более плода// [[new:in:15:02|(Ин. 15:2)]]. Приноси плоды, и прежнее, бесплодное в тебе, будет отсечено. **Ибо наступает время срезания, голос горлиц слышен в стране нашей** ([[old:pp:02:12|Песн. 2:12]]; LXX). Не без причины при жертвоприношениях, [как рассказывается] в священной книге, берутся //пара горлиц и две молодые голубки// [[old:lev:12:08|(Лев. 12:8)]]. Здесь тот же смысл, поэтому не говорится отдельно о паре голубок, но о //паре горлиц и двух молодых голубках//. **Голубка** - это Дух Святой. А Святой Дух, когда говорит о великих и тайных святынях, которых многие постичь не могут, обозначается наименованием горлицы, птицы, всегда гнездящейся на вершинах гор и верхушках деревьев. В долинах же и в том, что легко доходит до людей, появляется [образ] голубки. Когда Спаситель удостоил нас принятием человеческой [природы] и пришел на землю, и было тогда множество грешников возле Иордана, Дух Святой не превращается в горлицу, но становится **голубкой**, и между нами, среди множества людей летает более ручная птица. Горлица же показывалась, к примеру сказать, Моисею и одному из пророков, удалявшихся в горы и пустыни и там слушавших речи Бога. Итак, **голос горлицы слышен в стране нашей, смоковница принесла свои плоды** ([[old:pp:02:12|Песн. 2:12-]][[old:pp:02:13|13]]; LXX). //От смоковницы возьмите подобие; когда ветви ее становятся уже мягки и испускают листья, знайте, что близко лето// [[new:mf:24:32| (Мф. 24:32)]]. Хочет Слово Божие возвестить нам, что после зимы, после бурь в душах близится жатва, и говорит: **Смоковница принесла свои плоды, виноградные лозы расцвели, распространили аромат свой** ([[old:pp:02:13|Песн. 2:13]]; LXX), распускаются цветы, придет время - и будут грозди. Ибо **голос твой сладок** [[old:pp:02:14|(Песн. 2:14)]]. И кто не согласится, что сладок голос Церкви вселенской, веру истинную исповедующей, и мерзок и неприятен голос еретиков, которые не учения истинные, но хулы на Бога и неправду на Вышнего глаголют? Так и лик Церкви прекрасен, лик же еретиков уродлив и безобразен - для того, по крайней мере, кто умеет видеть истинную красоту лица, то есть для человека духовного, который все различить умеет. Ибо для людей неопытных и «душевных» софизмы кажутся прекраснее догматов истины. //**На Песнь Песней.**// ---- Каждый из избранных первоначально должен испытать зимнее время на тесном и узком пути [земной жизни] и через это показать, научился ли он править кормилом, дабы затем последовало то, о чем после перенесенной зимы говорится в Книге Песни Песней. А здесь сказано: **Встань, иди, ближняя моя, добрая моя, голубица моя! Ибо вот, зима прошла, дождь миновал, ушел себе** [[old:pp:02:10|(Песн. 2:10-]][[old:pp:02:11|11)]]. И вы должны помнить, что слова **зима прошла** следует понимать не иначе, как таким образом, что в теперешнюю зиму должны вы заявить свою силу и мужество. А когда **зима пройдет, дождь минует** и уйдет, тогда **цветы покажутся**, потому что //насажденные в доме Господнем, они// расцветут //во дворах Бога нашего// [[old:ps:091:14|(Пс. 91:14)]]. //**Увещевание к мученичеству.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-13 **Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди** Здесь имеем законченную строфу, начинающуюся и оканчивающуюся приглашением Возлюбленного Невесте пользоваться прелестями наступившей весны, скрывающейся в Палестине по миновании «времени дождей» (//этгешамим// [[old:ezd:10:09|1 Езд. 10:9,]][[old:ezd:10:13| 13]]), частнее позднего дождя (//малкош//). Весенний солнечный луч, прободающий природу, касающийся высоких палестинских гор, не забывает заглянуть и в жилище человека. Встань, прекрасная моя, говорит он всему живущему во святой земле, пора оставить зимний покой и выступить на простор для новой жизни… Стихи [[old:pp:02:12|12]][[old:pp:02:13|-13]] изображают внешний вид палестинской природы в это время года, по преимуществу называвшееся месяцем цветов, ziv, подобно нашему месяцу маю». (//Олесницкий//, с. 370). Священный поэт при этом выбирает такие черты весны - цветы, пение, благоухание, - какие способны возбуждать любовь к природе и людям. По нежной любви к природе и свежему аромату, эта «весення песня» есть редкое явление в целой древности. **//Толковая Библия.//** [<10>]