[<10>] ====== Толкования на Песн. 5:8 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 8-12 **Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви. "Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных, прекраснейшая из женщин? Чем возлюбленный твой лучше других, что ты так заклинаешь нас?" Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других: голова его - чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его - как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве** Кто чрез Моисея постановил таинства закона, а на себе самом исполнил весь закон и пророков, как говорит в Евангелии: //«не приидох разорити закон, но исполнити»// [[new:mf:05:17|(Mф. 5:17)]], Кто воспрещением гнева изгладил и мысль об убийстве, истреблением пожелания изгнал мерзость прелюбодеяния, Тот извергает из жизни и проклятое клятвопреступление запрещением клятвы, приведя в бездействие эту косу. Ибо невозможно совершиться нарушению клятвы, когда нет клятвы. Почему говорит: //«слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя. Аз же глаголю тебе»//, — продолжает, //«не клятися всяко: ни небом, яко престол есть Божии: ни Иерусалимом, яко град есть Великаго Царя. Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити. Буди же слово ваше: ей, ей: ни, ни: лишше же сею, от неприязни есть»// [[new:mf:05:33|(Mф. 5:33-38)]]. Но душа, по свидетельству Песни песней, достигшая совершенства и сложившая с себя душевное покрывало при совлечении ветхой ризы, сбросившая с лица //«верхнюю одежду»//, под которою разумеем всякую исполненную сомнения и колеблющуюся мысль, так чтобы чисто и без сомнении взирать на истину, заклинает дщерей Иерусалимских не Престолом Божиим, который Писание называет небом, не царственным Божиим градом, которому имя Иерусалим, и не тою досточтимою главою, которой волосы не могут сделаться ни белыми, ни черными, но переносит клятвы на село, заклиная отроковиц силами сельными, говоря: //«заклях вы, дщери иерусалимския, в силах и крепостех сельных»//. А та, о которой вполне засвидетельствовано, что она добра и чиста от всякого порока, не произносит ничего излишнего — такого, что принадлежит к части неприязненного, напротив же того изглашает слово, которое от Бога, от Которого, по слову Михея, //«аще что благо, и аще что добро»// [[old:zah:09:17|(Зах. 9:17)]], и ничего кроме этого. Сие явно всякому, кто по свидетельству Владычнему изучил преимущества, какие имеет невеста, потому что она оставила все запрещенные виды клятвы и не заклинает отроковиц ни царственным городом, ни Престолом Великого Царя (а из сего научаемся, сколько надлежит нам удерживаться от дерзкого употребления имени Божия в клятвах: потому что подается нам совет не упоминать в клятвах ни Престола, ни города), сверх сего щадит даже и честную главу, которую в последствии описывает в речи золотою, и о волосах которой говорит, что они ни белы, ни черны (ибо как золоту почернеть или принять на себя белый цвет?), без сомнении, потому что предлагает девам такую некую клятву, которая и евангельскому закону не противоречит и служит поводом к похвале поклявшихся, по слову Пророка, который говорит: //«похвалится всяк кленыйся Им»// [[old:ps:062:12|(Пс. 62:12)]]. Посему смысл сказанного не выступает из того двоякого способа удостоверять в истине, какой угодно предлагать евангельскому закону, говоря: //«буди слово ваше: ей, ей; и: ни, ни»//. Посему, если употреблять в числе клятвенных выражений запрещается именование Царского Престола, запрещается и название города, в котором пребывает Царь, а также и выражение: истинная глава — воспрещается к употреблению в клятве, дозволяются же только слова: «//ей//» и «//ни//» ; так как при том и другом речении истина наравне усматривается с словом: ей, — то сделается явным, что и теперь заклинание, налагаемое невестою на отроковиц ограничивается тем значением слова: ей, в котором оно употребляется, когда надобно им подтвердить соизволение души нашей. Читается же сие так:// «заклях вы, дщери иерусалимския, в силах и крепостех сельных: аще, обрящете Брата моего, что возвестите ему? Яко уязвлена любовно аз».// Хотя слова сии рассмотрены уже прежде, как требовала того последовательность мыслей, однако же и теперь вкратце сказано будет представляющееся нам. Апостол говорит, что клятва есть непреложная некая вещь [[new:evr:06:18|(Евр. 6:18)]], утверждающая собою истину и, по его определению, она в дознанном //«всякому прекословию кончина во извещение есть»// [[new:evr:06:16|(Евр. 6:16)]]. Посему невеста налагает на деву заклинание, чтобы ненарушимо сохраняли, что говорится им. Но поелику клянется всякий «//большим//», как говорит Апостол [[new:evr:06:16|(Евр. 6:16)]], ибо никто не станет клясться тем, что малоценнее его, то надлежит рассмотреть, что большее указуется невестою в ее клятве отроковицам: //«заклях вы»//,— говорит она,— //«дщери иерусалимския в силах и крепостех сельных»//. Итак, что же в этом высшее нас? Не сомневаемся, что под именем «//села//» в переносном значении разумеется мир, потому что Господь так и наименовал и протолковал мир [[new:mf:13:38|(Мф. 13:38)]]. Посему какие же многие силы и крепости мира представлены в клятве такими, что надлежит признавать их большими нас, чтобы получила силу к утверждению истины клятва, в которой клянутся большим? Поэтому к уяснению предложенного необходимо будет присовокупить другой перевод, иначе толкующий речения, именно следующий: //«заклях вы, дщери иерусалимския, сернами и оленями сельными»//. Так из этих наименований, которые в клятве берутся в подтверждение истины, познаем, в чем крепость, и в чем сила мира сего. Два в человеке качества делают его своим Богу. Первое — непогрешительность в определении о Действительно-Сущем, чтобы обманчивыми предрассудками не вовлекаться в языческие и еретические мнения о Божестве,— и это в подлинном смысле есть: «ей». Другое же — чистый помысл, не дающий места всякому страстному расположению в душе,— и это также не чуждо слову: «ей». Посему при этом двояком отношении человека к благам (из которых одно производит, что человек обращает взор на Действительно-Сущее, а другое отгоняет вредоносные для души страсти), напоминание о сернах и оленях в образах дает познавать силу. Ибо серна непогрешительно видит, олень же имеет способность пожирать и истреблять гадов. Сие то: «//ей//» произносит невеста девам, то есть, что должно благочестно взирать на Божественное и протекать жизнь чисто — в бесстрастии. Если преуспеваем в этом, утверждается в нас непреложная сия вещь: «//ей//». Вот та клятва, удостоверяющая в истине, которою хвалится в себе //«всяк кленыйся»//, как говорит пророк. Ибо действительно, кто приобрел в себе несомненный успех в рассуждении того и другого (и слова веры, когда непогрешительно взирает на истину, и образа жизни, когда делается чистым от всякой скверны порока), тот клянется //«Господеви»//, что не взыдет //«на одре постели»//, не даст //«сна очима своима, и веждома дремания, дондеже обрящет»// в себе// «место Господеви»//, сделавшись селением Живущему в нем[[old:ps:131:02| (Пс. 131:2-5)]]. Итак, если и мы чада Вышнего Иерусалима, то послушаем наставницы невесты, как можно увидеть Желанного? Посему, что же говорит она? Если наложим на себя это заклятие быть «в силах» зорких серн и в //«крепостех»// истребителей порока оленей, то при этом возможно увидеть чистого Жениха, сего стрельца любви, и душа каждого скажет Ему: //«уязвлена любовью аз есмь».// А что язвы любви прекрасны, дознаем сие и из притчи, которая говорит: вожделенны //«язвы друга»//, худы же //«лобзания врага»//[[old:pr:27:06| (Притч. 27:6)]]. Но кто Друг, чьи язвы предпочтительнее лобзании врага,— сие явно всякому и не знающему тайн спасения. Истинный и прочный Друг Тот, кто не переставал любить нас, бывших еще врагами. Неверный же и жестокий враг, кто ничем не обидевших доводит до смерти. Язвою казалось первозданным запрещение зла, делаемое заповедью; потому что язвою было признано отчуждение от приятного: а вызов на приятное и видное на взгляд почтен лобзанием. Но опыт показал, что мнимые язвы друга были полезнее и вожделеннее лобзаний врага. Итак поелику прекрасный Любитель наших душ //«составляет»// свою любовь, по которой еще //«грешником нам сущим Христос умре за ны»// [[new:rim:05:08|(Рим. 5:8)]], то посему и невеста, взаимно возлюбившая Возлюбившего, показывает в себе глубоко лежащую стрелу любви, то есть общение с Божеством Жениха. Ибо, как сказано, //«Бог Любы есть»// [[new:1in:04:08|(1 Ин. 4:8)]], жалом веры входящая в сердце. А если надобно сказать и имя сей стрелы, то скажем, чему научились у Павла, а именно, что стрела сия есть //«вера любовию споспешествуема»//[[new:gal:05:06| (Гал. 5:6)]]. Но это пусть принимает каждый, как ему кажется. Рассмотрим же и вопрос, предложенный девами наставнице: //«что Брат твой паче брата, добрая в женах? Брат твой от брата, яко тако закляла еcи нас?»// По моему мнению, изречение сие, как можно догадываться по связи с тем, что прежде исследовано, заключает в себе такой некий смысл. Поелику девы видели прекрасное исшествие души невесты, когда прилепилась к Слову изрекшая: //«душа моя изыде в слово Его»//, и узнали, что исшедшая искала Необретаемого по признакам и призывала, взывая Невнимавшему наименованиям, то посему говорят, как нам узнать Его, не обретаемого ни по одному отличительному признаку, когда Он призываемый не внемлет, и взысканный не дается в обладание? Посему и ты сними с очей наших покрывала, как поступили с тобою городcкие стражи, чтобы и у нас было какое-либо путеуказание к Искомому? Скажи, кто брат твой, сколько возможно это в отношении к Его естеству. По каким-нибудь знакомым приметам дай нам напутствие к Его познанию ты, исполненная добра и потому соделавшаяся доброю в женах. Ознакомь нас с Искомым, и научи нас, по каким признакам отыскивается Невидимый, чтобы известить нам Его о стреле любви, которою уязвлена ты в средину сердца и сладостным мучением увеличиваешь в себе страсть. Лучше же изречение это повторить опять буквально, чтобы соответствовала и мысль, выраженная словами: //«что Брат твой паче брата, добрая в женах? Что Брат твой от брата, яко тако закляла еcи нас?»// Поэтому послушаем той, с которой вовсе снята верхняя риза, и которая без покрывала душевным оком взирает на истину. Как описывает им Искомое? Как изображает словом черты Желанного? Как взорам дев представляет Незнаемого. Поелику во Христе есть и созданное, и несозданное: несозданным же в Нем называем присносущное, предвечное и творящее все существа, а созданным по домостроительству о нас сообразное с телом //«смирения нашего»// [[new:fil:03:21|(Фил. 3:21)]], лучше же сказать (понятие об этом при-личнее изложить в слове самыми Божественными речениями), несозданным называем сущее// «в начале Слово, Им же вся быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть»// [[new:in:01:01|(Ин. 1:1-3)]], а созданным — Слово, со делавшееся плотно и вселившееся //«в ны»// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]], чья слава, обнаружившаяся и по воплощении Его, дает видеть, что //«Бог явился во плоти»// [[new:1tim:03:16|(1 Тим. 3:16)]], конечно, //«Бог единородный, сый в лоне Отчи»// [[new:in:01:18|(Ин. 1:18)]]; ибо так сказал Иоанн: «видехом славу Его» (видимое было человек, но познаваемое в видимом Апостол называет славою), //«яко Единороднаго от Отца исполнь благодати и истины»// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]]; — итак, поелику несозданное во Христе предвечно, присносущно, для всякого естества совершенно непостижимо и неизглаголанно, а явленное нам во плоти может несколько входить в наше познание, то посему наставница на это всегда обращает внимание, и о всем том ведет речь, что может вместимым сделаться для слушающих; разумею же //«велию благочестия тайну», по которой «Бог явися во плоти, Иже, во образе Божий сый»// [[new:fil:02:06|(Фил. 2:6)]], и в рабием зраке плотию пожив с людьми, поелику единожды в начатке приял на Себя смертное естество плоти, которое заимствовал чрез нерастленное девство, всегда освящает нетлением общий состав естества чрез вступающих с Ним в единение приобщением Таинства, питая тело Свое — Церковь, и приличным образом счиневая с общим телом члены, порождаемые верою в Него, все производит благолепно, как следует и как удобно, соделав верующих очами, устами, руками и прочими членами. Ибо так говорит Павел: //«тело едино есть, уды же имать много»// [[new:1kor:12:12|(1 Кор. 12:12)]], и не все уды состоят в том же чине, но кто оком в теле, тот не пренебрегает руки; и кто — глава, тот не отвергает ног, а, напротив того, все тело из членов разнообразием действий срастворяется само в себе, так что члены не разногласят с целым. Предложив мысли сии загадочно, Апостол приводит речь в большую ясность, сказав: //«положи Бог в церкви Апостолов, Пророков, учителей»// и пастырей [[new:1kor:12:28|(1 Кор. 12:28)]] //«к совершению святых в дело служения, в созидание тела Христова: дондеже достигнем еcи в соединение веры и познания Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова»// [[new:ef:04:12|(Еф. 4:12-]][[new:ef:04:13|13)]]. И еще продолжает: всеми мерами возрастем// «в Него, Иже есть глава Христос: из Негоже все тело составляемо и счиневаемо приличне, всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единые коеяждо части, возращение тела творит в создание самого себе любовию»// [[new:ef:04:15|(15,]] [[new:ef:04:16|16)]]. Посему, кто имеет в виду Церковь, тот имеет в виду Самого Христа, Который приумножением спасаемых созидает и возращает Себя Самого. Поэтому сложившая покрывало с очей чистым оком взирает на неизреченную красоту Жениха, и вследствие сего уязвлена нетелесною и разжженною стрелою пламенной любви; потому что усиленная любовь называется пламенною, такою любовью, какой никто не стыдится, когда стреляние ее бывает не плотское, а, напротив того, всякий хвалится паче язвою, когда в глубине сердца приемлет острие невещественного пожелания. Сие то и сделала невеста, говоря отроковицам: //«уязвлена любовию аз есмь»//. Посему пришедшая в такую меру совершенства, поелику должна была и девам показать красоту Жениха, говорит не то, что было в начале (слово не имело и возможности открыть неизреченное), но руководит деве к совершившемуся для нас Богоявлению во плоти. Так поступил и великий Иоанн, умолчав о том, //«еже бе исперва»//, но тщательно поведав о том, //«еже видехом и слышахом, и руки наша осязаша, о Словеси истины»// [[new:1in:01:01|(1 Ин. 1:1)]]. Посему невеста говорит им:// «Брат мой бел и чермен, избран от тем. Глава Его злато Кефаз, власы Его кудрявы, черны яко вране. Очи Его яко голубицы на исполнениих вод, измовени во млеце, седящия в наполнениих воде;» [[old:pp:05:13|(13)]] ланиты Его аки фиалы аромат, прозябающая благовоние; устне Его крины, каплющей смирну полну»[[old:pp:05:14| (14)]]. «Руце Его обточены златы, наполнены Фарсиса, чрево Его сосуд слоновый на камени сапфирове» [[old:pp:05:15|(15)]]. «Лыста Его столпи марморовы, основани на степенех златых, вид Его яко Ливан, избран яко кедрове» [[old:pp:05:16|(16)]]. «Гортань Его сладость, и Весь желание: Сей Брат мой, и Сей Ближний мой, дщери иерусалимли».// Все это, из чего составлено изображение красоты, показывает не невидимое и непостижимое в Божеств, но то, что открылось по домостроительству, когда видим был на земле, жил с людьми, облекшись в естество че-ловеческое, отчего, по апостольскому слову,// «и невидимая Его творенми помышляема видима суть»// [[new:rim:01:20|(Рим. 1:20)]], открываясь в устроении церковного мира. Ибо то же мироздание — и устроение Церкви, в которой, по слову Пророка, творится //«небо ново»// [[old:is:65:17|(Ис. 65:17)]], то есть, как учит Павел, //«утверждение веры во Христа»// [[new:kol:02:05|(Кол. 2:5)]], и уготовляется //«земля нова»,// пиющая сходящий на нее дождь, и созидается иной человек, рождением свыше //«обновляемый по образу Создавшего его»// [[new:kol:03:10|(Кол. 3:10)]]; происходит другое естество светил, о которых сказано: //«вы есте свет миpа»// [[new:mf:05:14|(Mф. 5:14)]],— и: //«в нихже являетеся, якоже светила в мире»// [[new:fil:02:15|(Фил. 2:15)]]; и много звезд возсиявает на тверди веры. И не то достойно удивления, что в этом новом мире перечисляется и поименовывается Богом множество звезд, которых имена, сказует Творец таковых звезд, написаны на небесах. Ибо слышу, что Зиждитель сей новой твари так говорит собственным Своим светилам: //«имена ваша написана суть на небесех»// [[new:lk:10:20|(Лк. 10:20)]]. Посему не это одно составляет необычайность новой твари, что в ней множество звезд зиждется Словом, но что творятся и многие солнца, озаряющая вселенную лучами добрых дел; ибо так говорит Творец таковых солнцев: //«да просветится свет ваш пред человеки»// [[new:mf:15:16|(Mф. 5:16)]],— и: //«тогда праведницы просветятся яко солнце»// [[new:mf:13:43|(Mф. 13:43)]]. Поэтому, как тот, кто, взирая на чувственный мир, и уразумев премудрость, проявляющуюся в красоте существ, из видимого заключает о красоте невидимой, об Источнике премудрости, излиянием которого составилось естество существ; так и тот, кто обращает взор на этот новый мир церковного созидания, вместимым и постижимым для нашей веры руководясь в ведении к невместимому, усматривает Того, Кто есть и соделывается //«всяческая во всех».// Посему то, так как к душе восходящей к совершенству, души-девы обращаются с этою просьбою соделать для них знаемым вожделенного, она описывает девам признаки Искомого, открытые нам в деле спасения, всю Церковь соделав единым телом Жениха, в описании красоты каждому из членов указует особое некое значение; из всего же этого, обозреваемого по частям, составляется красота тела. Посему началом учении полагает близкое и доступное нам; ибо оглашение начинает телом, как поступил и Матфей; с Авраама и Давида начав родословие таинства по плоти, соблюл он великому Иоанну, чтобы тем, которые уже обучены сим начаткам, благовествовал он и о начал умопредставляемом от вечности, и о Слове уразумеваемом в этом начале. Сими же понятиями невеста тайноводствует отроковиц, по тому что разумение наше не прежде возводится к непостижимому и неопределимому, как объяв верою явленное открыто. А это явленное есть естество плоти. Ибо, сказав: //«Брат мой бел и чермен»//, невеста смешением сих двух цветов изображает в слове отличительное свойство плоти. Это же сделала она и прежде, когда наименовала Жениха яблоком, у которого наружный цвет усматривается смешанным из того и другого, потому что яблоко и бело, и красновато, и его краснота, как думаю, гадательно указует на естество крови. Но поелику всякая плоть образуется одинаковым способом, и вступающим в жизнь сию посредством рождения пролагается путь к зачатию непременно браком,— то, чтобы кто, и в тайне благочестия допустив плотское рождение, не поползнулся мыслию на дела и страдания естественные, рождение и оной плоти представив мысленно однородным со всяким другим;— по сему самому о Приобщившемся плоти и крови, хотя исповедала невеста, что он и //«бел и чермен»,// двумя цветами давая разуметь естество тела, однако сказует, что зачатие Его произошло не подобным обыкновенному рождению способом, напротив того, из всех тем ((из всего множества)) людей (и бывших с того времени, как стали они происходить на свет, и будущих), доколе продолжится поток естества зачатием приходящих вновь, Он один вступил в эту жизнь новым способом зачатия. Чтобы придти в бытие, естество Ему не содействовало, а служило. Посему говорит невеста, что //«бел и чермен»// Тот, Кто, при посредстве плоти и крови посетив эту жизнь, от всех тем избран один из девической чистоты. Его осеменение не от четы, зачатие не скверно, рождение без болезней рождения, для Него брачным ложем — сила Вышнего, подобно некоему облаку осеняющая девство; брачным светильником — облистание Духом Святым, ложем — бесстрастие, браком — не растление. Посему так происходящий прекрасно наименован избранным от всех тем, чем означается, что Он не от брачного союза. Ибо Его только рождение без плотского зачатия, как и начало бытия без брака. Ибо о Нерастленной и Неискусобрачной невозможно в собственном смысле употребить слово: зачатие, потому что именования: девство и плотское зачатие не соединимы в одной и той же. Но как Сын дан нам без отца, так и отроча рождается без плотского зачатия. Дева, как не познала, каким образом в теле ее составилось Богоприемное тело, так не ощутила рождения, потому что, по свидетельству пророчества, без болезней рождения было у ней рождение. Исаия говорит: //«прежде, неже приити труду, чревоболения избеже, и породи мужеск пол»// [[old:is:66:07|(Ис. 66:7)]]. Посему то, будучи «избран», не подлежа естественному порядку в том и другом, как не по сластолюбию приявший начало бытия, и как не с трудом происшедшие на свет (и это совершается в порядке, не выходит из обычного чина; ибо как вводящая грехом в естество смерть осуждена рождать в печалях и трудах; так Матери жизни, без сомнения, должно было и чревоношение начать с радостию, и рождение совершить в радости, потому что Архангел говорит ей: //«радуйся, Благодатная»// [[new:lk:01:28|(Лк. 1:28)]], изречением сим устраняя ту печаль, какая первоначально под грехом дана в удел рождению), Он один из всех тем соделывается таковым по новости и особенности рождения, прекрасно по плоти и крови именуется «бел и чермен», и по нетленному и бесстрастному качеству рождения в отличие от прочих //«избран от темъ»//. Или, может быть, невеста приложила к Нему речение сие и по причине прочих видов рождения, совершающихся без чревоношения. Конечно же, не знаешь, сколько раз рожден //«перворожден вся твари»// [[new:kol:01:15|(Кол. 1:15)]], //«первородный во многих братиях»// [[new:rim:08:29|(Рим. 8:29)]], //«перворожден из мертвых»// [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]]; первый разрешивший болезни смертные, и воскресением проложивший всем путь к рождению из мертвых. Ибо для всего этого был Он рожден, но не чревоношением пришел в бытие. Не допускает болезней чреворождения и рождение от воды, и пакибытие из мертвых, и первородство Божественной сей твари, напротив того, во всем этом рождение изъято от чревоношения. Посему невеста говорите: //«избран от темъ».// Но время уразуметь из сказанного, какая красота описывается в каждом из членов Его.// «Глава Его злато Кефаз»//. Если же еврейское речение переведено будет на наш язык, то словом сим означается чистое золото, неподдельное, чуждое всякой примеси. А перелагавшие еврейские слова на еллинский речение: «//Кефаз//» оставили непереведенным, мне кажется, потому, что между еллинскими речениями не нашли ни одного слова, которое бы выражало силу, усматриваемую в еврейском слове. Мы же, дознав это, а именно, что речением сим означается золото совершенно чистое, несмешанное и несмешивающееся ни с каким оскверненным веществом, приводимся к следующему разумению предложенного речении: Глава тела — Церкви — есть Христос. О Христе же теперь говорим, относя имя сие не к вечности Божества, но к Богоприемному человеку, явившемуся на землее, пожившему с человеками, сему прозябению девства, в Ком живет //«всяко исполнение Божества телесне»//[[new:kol:02:09| (Кол. 2:9)]], сему начатку общего смешения, посредством Которого Слово облеклось в наше естество, соделав его чистым и избавленным от всех прирожденных ему немощей. Ибо так говорит о Нем Пророк: //«греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его»// [[old:is:53:09|(Ис. 53:9]]); //«искушена по всяческим по подобию нашего естества, разве греха»// [[new:evr:04:15|(Евр. 4:15)]]. Посему Глава тела — Церкви, начаток всего естества нашего есть чистое, несмешанное и несмешивающееся ни с одним недостатком золото. Власы же, некогда темные и черные, по виду уподоблявшиеся вранам, тех разумею вранов, дело которых, по слову притчи, исторгать глаза, и лишенных ими сих зрительных чувствилищ уготовлять в пищу птенцам орлим [[old:pr:30:17|(Притч. 30:17)]],— сии кудрявые власы, соделавшись высокими и к небу возносящимися древами, своим стремлением от земли к небесной высоте на Божественной главе Жениха служат приращением Его красоты. Конечно же, всякий знает, в чем состоит дело сих волосов, из собственных слов Жениховых, сказанных выше: «власа Мои» наполнились «капель» водных. Итак, власы Его, у Пророков называемые облаками, источают капли; из них бывает дождь учения, напоевающий одушевленные нивы к плодоносию возделанного Богом. Думаю также, что власами в слове Божием в переносном смысле означаются Апостолы, из которых некие, по житейским занятиям, были прежде темны: кто разбойником, кто мытарем, кто гонителем и иным из таковых, подобно черному и плотоядному истребителю очей ворону; разумею же начальника //«власти темные»// [[new:kol:01:13|(Кол. 1:13)]], как говорит из ворона соделавшийся кудрявым, и потому названный власами Божественной Главы, а именно, что он, //«бывший прежде»//, пока был враном, //«хульник, гонитель и досадитель»//, [[new:1tim:01:13|(1 Тим. 1:13)]], приуготовлен к сей благодати, делаясь власами, увлажненными небесною росою, всему телу — Церкви источил учение о сокровенных и непроницаемых тайнах. Их то, по нашему разумению, невеста называет власами; держась на златой Главе, придают они не малое приращение красоте, колеблемые веянием Духа, и служат прекрасными венцами пречистой Главе, украшая ее своею окружностью. О них, кажется мне, говорит пророчество: //«положил еcи на главе Его венец от камене честна»// [[old:ps:020:04|(Пс. 20:4)]]; так что разумеются они под тем и другим представлением и как благолепные власы, и как драгоценные камни, украшающие собою Главу. По порядку следовало бы рассмотреть в слове и сказанное об очах. Буквально же читается сие так: //«очи Его яко голубицы на исполнениих вод, измовени во млеце седящия в наполнениих вод».// Но смысл слов сих выше нашего постижения; ибо какое понятие ни составим о них, будет оно, как думаем, ниже истины. По тщательном же рассмотрении кажется нам, что смысл сего подобен следующему. Божественный Апостол в одном месте своих Писаний говорит: //«не может око рещи руце: не требе ми еcи»// [[new:1kor:12:21|(1 Кор. 12:21)]], излагая в сем то учение, что телу Церкви надлежит хорошо действовать тем и другим, способность рассматривать истину, срастворяя с силою деятельною, потому что ни созерцание не совершает душу само по себе, если нет дел, показывающих преспеяние в нравственной жизни, ни деятельное любомудрие не заключает в себе достаточной пользы, если не управляет делами истинное благочестие. Посему, если необходимо сочетание очей и рук, то сказанным приводимся, можете быть, сперва выразуметь, какие это «//очи//», а потом уже принять в рассмотрение восписанную им похвалу. А слово о руках побережем до принадлежащего ему места. Очам свойственное по природе дело смотреть. Посему и по местному положению поставлены выше всех чувствилищ, как самою природою назначенный в путеводство всему телу. Посему, когда слышим, что в Божественном Писании так называются руководители к истине, и один из них именовался «прозорливцем» [[old:1ts:09:11|(1 Цар. 9:11)]], другой — «//видящим//» [[old:am:07:12|(Ам. 7:12)]], а иной //«стражем»//, будучи так от Бога наименован по причине пророчества [[old:iez:03:17|(Иез. 3:17)]], то сим приводимся к той мысли, что здесь называются «очами» поставленные предусматривать, наблюдать и надзирать. А что в очах совершается чудо в каком то сравнительном сходстве, дознаем сие из сличения с лучшим, изображающего их красоту. Ибо невеста говорит: //«очи яко голубицы»// Подлинно прекрасная похвала для таковых очей — непорочность, в какой преуспевают неоскверненные еще плотскою жизнью, но живущие и ходящие духом [[new:gal:05:25|(Гал. 5:25)]]. Ибо духовная и невещественная жизнь отличается голубиным видом, потому что и сам Дух Святый в таком виде сходящим с небеси на воду явился Иоанну. Посему, кто вместо очей поставлен Богом в теле Церкви, тому, если намерен надзирать и наблюдать чисто, надлежит всякую нечистоту порока омыть водою. Но не одна есть вода, омывающая очи: напротив того, невеста говорит, что многие «//исполнения//» таковых вод. Ибо сколько добродетелей, столько же надлежит представлять себе и источников очистительных вод, от которых очи непрестанно делаются самих себя чище: например, целомудрие есть источник очистительной воды; другой такой же источник — смиренномудрие, истина, правда, мужество, вожделение добра, отчуждение от зла. Сии и подобные сим воды, хотя из одного источника, но собираются различными потоками в одно исполнение, и ими производится очищение очей от всякой страстной нечистоты. Но хотя //«на исполнениих вод»// те очи, которые по своей невинности и непорочности упо-добляются голубицам, однако же купелью для них невеста назначает млеко, ибо так выражается Писание: «измовени во млеце». Приличная похвала подобным очам — сказать о них, что такая голубица, омываясь молоком, делается прекраснее. Ибо, действительно, примечается в молоке, что эта одна жидкость имеет такое свойство — не показывать в себе изображения и подобия чего бы то ни было. Все, что по естеству жидко, подобно зеркалам, делает, что по причине гладкой поверхности появляются подобия смотрящихся в эту жидкость. Но в одном молоке такое кумиротворение не имеет места. По сей причине для очей Церкви весьма совершенна такая похвала — не изображать в себе, вопреки действительности вещей, по обольщению ничего неосуществившегося, погрешительного и суетного, но иметь в виду действительно существующее и не допускать до себя блуждающих взглядов на эту жизнь и мечтательных представлении. Посему-то для чистоты очей совершенною душою признано надежным омовение молоком. Последующее же слово служит для слушателей законом, о чем надлежит прилагать рачение очам. Сказано:// «седящия в наполнениих вод»//. Таковая речь тем самым, что ставит в похвалу чистым очам, требует постоянного со вниманием занятия Божественными уроками, научая и нас, как можем, приседя всегда //«при наполнениих вод»//, приобрести свойственную очам красоту; так как многие из поставленных быть очами, оставив ведение при таковых// «наполнениих»//, преселяются сидеть на реках вавилонских, приводя в исполнение то, в чем от лица Божии обвинены таковые: //«Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогут воды содержати»// [[old:ier:02:13|(Иер. 2:13)]]. Итак, вот урок: око, чтобы сделаться ему добрым, благоприличным и сообразным златой главе, должно быть непорочно, подобно голубю, непогрешительно и необольстимо, подобно естеству молока, не доверять никакому обману вещей неосуществленных, но с твердости и неотступностью си-деть при //«наполнениих»// Божественных «//вод//», подобно древу, насажденному при //«исходищих вод»// [[old:ps:001:03|(Пс. 1:3)]] и не пересаживаемому на другое место. Ибо в таком случае плод принесен будет в свое время, и ветвь сохранится всегда свежею, одетая доброцветностью листьев. Ныне же многие из духовных очей, не поспешая к сим водам и мало заботясь о внимательном изучении слова, или искапывают себе кладенец любостяжательности, или в камне истесывают прибежище тщеславно, или роют кладезь гордости, или со тщанием искапывают какие-либо другие кладенцы обольщения, которые не имеют свойства навсегда удерживать вожделеваемую ими воду, потому что честь, владычество, слава, о которых у многих здесь столько рачения, вместе и составляются, и утекают, и не оставляют обольщенным никакого следа суетной их рачительности. Слову угодно, чтобы таковы были наблюдающее и надзирающие, которым надлежит и огрождаться, как бы оплотом каким бровей, безопасною твердынею Божественных учении, и как бы покровом каким веждей прикрыть смиренномудрием чистоту и светлость жития, чтобы сучек самомнения, попав в чистую зеницу, не соделался препятствием зрению. Какая же, после очей, восписуется похвала членам Жениховым, если даст Бог, сообщим в последующих беседах, по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь. **//На Песнь Песней.//** [<10>]