[<10>] ====== Толкования на Песн. 5:15 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры** Павел говорит, что [Церковь] //есть столп и утверждение истины// [[new:1tim:03:15|(1 Тим. 3:15)]]. Хотя истина, служащая основанием для колонн и украшающая собой руки и главу, есть золото ((См. [[old:pp:05:11|Песн. 5:11]], [[old:pp:05:14|14]])), однако же, не погрешит тот, кто основание ее превратит в естество мрамора, так что смысл сказанного будет следующий. Колонны тела - мраморные столбы, то есть светлою жизнью и здравым учением поддерживающие и подпирающие общее тело Церкви. Через них и стопы веры обретают крепость, и совершается течение добродетели, и восторжением упований Бога все тело делается возвышенным. Успех в этом достигается двумя - истиною и утверждением. Золото применяется к истине, которая, по слову Павла, служит и называется основанием Божественного домостроительства. //Ибо он так говорит: Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос// [[new:1kor:03:11|(1 Кор. 3:11)]]. А Христос есть истина, на которой утверждаются //колонны//, столпы Церкви. **//На Песнь Песней.//** См. также Толкование на [[old:pp:05:13#svt_grigorij_nisskij|Песн. 5:13]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры** Ибо кто еще дерзнет назвать Своей Невестой Церковь, которую Единственный призвал от Ливана, говоря: //Прииди ко Мне от Ливана, Невеста, прииди ко Мне от Ливана// [[old:pp:04:08|(Песн. 4:8)]]. Или о ком еще может Церковь сказать: Гортань Его - блаженство, и весь Он - наслаждение? И, раз уж мы заговорили об одеянии ног Его, О ком ином, как не о воплощенном Слове Божьем, надлежит сказать: **Голени его - словно колонны мраморные, на златые основания водруженные?** Ибо лишь Христос в души входит и в разум святых вступает, в которых, словно на основаниях златых и фундаментах многоценных, прочные следы Небесного Слова покоятся. **//Пять книг о вере.//** ===== Сщмч. Александр Глаголев ===== **голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры** См. Толкование на [[old:pp:05:10#sschmch_aleksandr_glagolev|Песн. 5:10]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры** **Вид его подобен ладану, величествен, как кедры** (ср.: [[old:pp:05:15|Песн 5:15]]) ((Феодорит прочитывает ὡς Λίβανος как относящийся не к Ливану географическому, а к ладану, поскольку Λίβανος переводится как ладан, ароматическая смола, используемая при каждении)). И вновь здесь она разъясняет двойственность природ [Жениха]: ладаном она называет Божественную природу, поскольку ладан по закону преподносился Богу. **Кедром** же называет человеческую природу, поскольку она [у Него] не приемлет гниения, связанного с грехом; не загнивает среди деревьев и кедров. **//На Песнь Песней.//** ===== Лопухин А.П. ===== **голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры** См. Толкование на [[old:pp:05:10#lopuxin_ap|Песн. 5:10]] [<10>]