[<10>] ====== Толкования на Притч. 1:2 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума** Перечисляется также, какая именно польза и в какой мере приобретается из сей книги учащимися. И во-первых, из притчей можно **«познати премудрость и наказание»**. А премудрость есть знание вещей Божественных и человеческих, также и их причин. Посему, кто с успехом богословствует, тот познал премудрость, как и блаженный Павел говорит: //«премудрость же глаголем в совершенных: премудрость же не века сего, ни князей века сего престающих: но глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век»// [[new:1kor:02:06|(1Кор. 2, 6–7)]]. И кто из устройства мира уразумевает Зиждителя, тот познает также Бога из премудрости, видимой в мире. //«Невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть»// [[new:rim:01:20|(Рим. 1, 20)]]. А к мысли о Боге приближает нас, когда говорит: //«Бог премудростию основа землю»//; и: //«егда готовяше небо, с Ним бех; и: бех при Нем устрояя; и: Аз бех, о нейже радовашеся»// [[old:pr:03:19|(Притч. 3, 19]]; [[old:pr:08:27|Притч. 8, 27–30)]]. Ибо все сие говорит Соломон от имени олицетворенной им премудрости, чтобы доставить нам ясное о ней познание. И вообще в словах: «//Господь созда мя начало путей Своих»// [[old:pr:08:22|(Притч. 8, 22)]], разумеет премудрость, открывающуюся в мире, которая едва не выговаривает чрез видимое, что она произошла от Бога, и что в тварях не самослучайно сияет столько премудрости. Ибо как //«небеса поведают славу Божию, и творение руку Его возвещает твердь, возвещает же не издавая гласа; потому что не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их»// [[old:ps:018:02|(Пс. 18, 2, 4)]], таковы словеса и начало родной премудрости, которая при творении прежде всего другого положена в основание твари: она молча вопиет о своем Творце и Господе, чтобы ты восходил чрез нее к мысли об едином Премудром. Но есть и человеческая некая мудрость; это – опытность в делах житейских, по которой называем премудрыми сведущих в одном каком-нибудь из полезных искусств. Вторым из обещанного было: **«познати наказание»**. А наказание есть некоторое полезное для души образование, которое часто очищает ее от пятен греха не без труда, и в это время //«не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздает»// во спасение [[new:evr:12:11|(Евр. 12, 11)]]. Поэтому «**познати** сие **наказание**» не всякому уму возможно; потому что многие, отказавшись от трудности настоящего, по невежеству не ждут полезного окончания дела, но, огорчаясь суровостию прилагаемого о них попечения, остаются в недуге невежества. Потому достойны удивления слова праведных, которые говорят: //«Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене»// [[old:ps:006:02|(Пс. 6, 2)]]. Они желают избыть не наказания, но гнева. Подобно сему и следующее: //«накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости»// [[old:ier:10:24|(Иер. 10, 24)]]. И: //«наказание Господне отверзает уши мои»// [[old:is:50:05|(Ис. 50, 5)]]. Как малые дети, нерадивые к ученью, после лоз, которыми высечет их учитель или приставник, сделавшись внимательнее, начинают понимать уроки, и то же слово, которого до побоев не слыхали, после боли от лоз, как бы чрез это отверзались у детей уши, и слухом приемлется, и удерживается в памяти: так бывает и с теми, которые не внимают Божию учению и презрительно относятся к заповедям. Когда Бог нашлет на них наказание, тогда те особенно Божия повеления, о которых всегда им было говорено, и которые всегда оставляли они без внимания, приемлются ими, как в первый раз коснувшиеся их слуха. Поэтому сказано: //«наказание Господне отверзает уши мои.»// Поелику же и обучение наукам называется наказанием, по написанному о Моисее: //«и наказан бысть Моисей всей премудрости египетстей»// [[new:act:07:22|(Деян. 7, 22)]], то немаловажно для спасения не какими ни есть заниматься науками, но знать полезнейшее **«наказание»**. Ибо иные упражняясь в геометрии, которую изобрели египтяне, или в астрологии, которая была в уважении у халдеев, или вообще вдаваясь в выспренные умствования об образах и тенях, презрели изучение Божия слова. А многих занимали пиитика, риторика и изобретение софизмов, для которых содержанием служит ложь; потому что пиитика не может обойтись без басни, риторика – без искусства в слововыражении и софистика – без ложных умозаключений. Итак, поелику многие при тщательном изучении всего этого вознерадели о познании Бога, состаревшись в исследовании предметов пустых, то необходимо познание **«наказания»**, чтобы избирать обучение полезное, избегать же обучения неразумного и вредного. Внимательно читая Притчи и неленостно извлекая из них пригодное, можно еще **«уразумети словеса мудрости»** (φρονησιζ), ибо можно уразуметь полезное. Сказано: //«злобою младенствуйте, умы же совершенни бывайте»// [[new:1kor:14:20|(1Кор. 14, 20)]]. О мудрости знаем, что она есть одна из родовых добродетелей, посредством которой мы, человеки, делаемся сведущими в том, что добро и зло, и что безразлично. А мудрым (φρονιμοζ), очевидно, называется человек по производству сего имени от слова: **мудрость** (φρονησιζ). Но как же засвидетельствовано, что //«змий бе мудрейший// (φρονιμωτατοζ) //всех зверей»// [[old:gen:03:01|(Быт. 3, 1)]]? И еще Господь говорит: //«будите мудри// (φρονιμοι) //яко змия»// [[new:mf:10:16|(Мф. 10, 16)]]? И строитель неправедный назван мудрым [[new:lk:16:08|(Лк. 16, 8)]]? Не видно ли из сего, что слово **«мудрость»** берется трояко? В одном смысле она есть охранение собственной своей пользы, соединенное со злоумышлением против ближнего; такова мудрость змеи, которая бережет свою голову. Есть еще какая-то изворотливость нрава, которая скоро находит полезное для себя и овладевает людьми простодушными; такова мудрость строителя неправедного. Истинная же мудрость есть распознание того, что должно делать и чего не должно. Кто следует ей, тот никогда не отступит от дел добродетели и никогда не будет проникнут пагубою порока. Посему разумевающий **«словеса мудрости»** знает, кто лжеумствователь и обманщик и кто внушает лучшие правила жизненной деятельности. Он, как искусный «торжник», удержит у себя добротное, сам же удержится от всякого рода зла [[new:1sol:05:21|(1Фес. 5, 21–22)]]. Сия-то мудрость созидающему //«храмину свою помогает положить основание ее на камени»//, то есть опереться на вере во Христа, чтобы оставаться незыблемым во время дождей, ветров и устремлений речных [[new:mf:07:24|(Мф. 7, 24–25)]]. Ибо подобными сими словами Господь изобразил нам в притче непоколебимость в искушениях как человеческих, так и свыше посылаемых. Он же учит не нерадеть о необходимом, но, заблаговременно запасшись напутиями жизни, с готовностию сердца ожидать пришествия Жениха. Ибо сказано, что мудрые (φρονιμοι) девы, поелику имели елей в светильниках, взошли вместе с женихом, а юродивые, по неготовности своей, лишены радости брачного чертога [[new:mf:25:01|(Мф. 25, 1–12)]]. **//Беседа на начало Книги Притчей.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума** См. Толкование на [[old:pr:01:01#svt_ioann_zlatoust|Притч. 1:1]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума** См. Толкование на [[old:pr:01:01#svt_kliment_aleksandrijskij|Притч. 1:1]] ===== Блаж. Августин ===== **чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума** См. Толкование на [[old:pr:01:01#blazh_avgustin|Притч. 1:1]] ===== Ориген ===== **чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума** См. Толкование на [[old:pr:01:01#origen|Притч. 1:1]] ===== Беда Достопочтенный ===== **чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума** См. Толкование на [[old:pr:01:01#beda_dostopochtennyj|Притч. 1:1]] ===== Евагрий Понтийский ===== **чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума** См. Толкование на [[old:pr:01:01#evagrij_pontijskij|Притч. 1:1]] ===== Дидим Слепец===== **чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума** См. Толкование на [[old:pr:01:01#didim_slepec|Притч. 1:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-6 **чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их** Указывается как цель настоящего собрания притчей, - книги Притчей, так и свойство разных видов притчей, чем вместе сжато определяется целое содержание всей книги. И прежде всего притчи дают познание //премудрости// и //учения// (ст. 2а). "Так как язычники (еллины) утверждают, что они имеют мудрость, и еретики думают, что они имеют знание, то Соломон показывает в чем состоит истинная мудрость и истинное знание, чтобы кто-нибудь, увлекшись сходным названием мудрости, не впал в мудрования язычников и еретиков". Услышав его божественные изречения, всякий мудрый будет еще премудрее (Свв. Афан. Вел. и Ин. Злат. ). Мудрость, евр //хокма// (LXX: σοφία, Vulg.: sapientia), по филологическому составу еврейского слова, означает (по Schultens'y): soliditas, твердость, основательность (собств. сгущенность, πυκνοτης), затем высшее разумение жизни и вещей в их существе, наконец, умение располагать жизнь свою сообразно с этим знанием, нормально определять отношения к Богу и ближнему и через то получить счастье жизни. Очевидно, "мудрость" шире всех следующих понятий и включает их в свой объем. Практическую сторону "мудрости" представляет "учение" или "наставление", слав. - //наказание//, евр. - //мусар//, LXX: παιδεία, Vulg.: disciplina - вся система воспитательных мер, не исключая и карательных. По мидрашу, "мудрость" (//хокма//) и "учение" (//мусар//) неразрывно связаны друг с другом, причем второе является следствием первой. В книге Притчей, далее, заключается //разумение// словес или изречений //мудрости// евр. //бина//, LXX: δρόνησις, Vulg.: prudentia (евр. //бина// по коренному значению своему включает в себе момент различения - напр., между добром и злом [[old:3ts:03:09|(3 Цар III:9)]], мудростью и глупостью, высшим и низшим, полезным и вредным), т. е. (по свв. Афан. Вел. и Ин. Злат.) "приобретение познания о едином истинном Боге". Что касается язычников, то одни из них богом называли вещество, а другие уподобили его идолам; находятся, также, в заблуждении и еретики касательно истинного Бога. Против них-то Соломон и излагает истинное понятие о Боге, говорит о Его неизреченности [[old:pr:25:02|(XXV:2)]]; о промысле [[old:pr:15:03|(XV:3-21,]] [[old:pr:22:02|XXII:2;]] [[old:pr:23:13|XXIII:13)]]; о правосудии [[old:pr:15:08|(XV:8-25)]], о миротворении говорит не просто, но утверждает, что Господь все сотворил Словом Своим и премудростью [[old:pr:03:19|(III:19;]] [[old:pr:08:26|VIII:26-27,]] [[old:pr:08:30|30)]], так как свойство истинного Бога составляет то наипаче, что Он есть Отец Сына. В ст. 3 указываются первые плоды "мудрости" и "учения": то и другое содействуют усвоению "правил благоразумия" (евр. //мусар гаскел//), правосудия (точнее - правды, //цедек//), суда (//мишпат//) и правоты (честности, //мешарим//), Vulg.: ad suscipiendam eruditionem doctrinae, justitiam et judicium et aequitatem. LXX иначе передают первую половину ст. 3-го: δἐξαθσαι στροφάς λόγων, а по другим спискам (кодд. 68, 109, 147, 157, 161, 248) у Гольмеса, Комплют. Альд, еще +: καί λὐσεις αίνιγμάτων. В слав. Острожской и Елисаветинской Библии, соответственно последней прибавке вся первая половина 3 ст. читается: //прияти же извитие словес и разрешение гаданий. Извитие словес//, поясняют свв. Афан. Вел. и И. Злат., суть "такие изречения, в которых открываем сокрытый в них смысл, вращая умом, или исследуя их размышлением (напр.[[old:pr:10:05| X:5,]] [[old:pr:27:25|XXVII:25)]]". Таким образом, притчи изощряют ум человека, делают его находчивым, способным к отгадыванию смысла загадочных речей. [<10>]