[<10>] ====== Толкования на Притч. 1:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-9 **Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей** Господь наш <...> руку Свою простирает, и с нами вместе борется, и как бы Сам, со всех сторон одолевая противника, предает его в наши руки, все делает и устраивает так, чтобы мы могли устоять в борьбе и одержать победу, а Он - возложить на главу нашу неувядаемый венец. **Ты получаешь,** - сказано, - **венок благодати для головы твоей** [[old:pr:01:09|(Притч 1:9)]]. Венец, получаемый после победы на олимпийских состязаниях, состоял не в чем ином, как в лавровых листьях, рукоплесканиях и народных криках, и все это с наступлением вечера увядало и погибало. А венец за добродетель и труды ради нее - не чувственный, не разрушается, как все прочее в этом мире; это - венец неувядающий, бессмертный, пребывающий во все века. //**Гомилии на Книгу Бытия.**// ---- Если сохранишь в верном сердце законы твоего отца и соблюдешь заповеди твоей матери, то получишь некогда, при воскресении праведных, **прекрасный венец и золотую цепь** ([[old:pr:01:09|Притч. 1:9]]; LXX), будучи прославляем и увенчан Христом в небесном и вечном царстве, если будешь состязаться достойно венца, потому что никакой борец не получает венца, если не состязается твердо и законно. //**На Притчи Соломона.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 8-9 **Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей** До сих пор речь была иносказательной. С этого же места [Соломон] начинает усердно наставлять каждого верующего, чтобы тот предпочитал наставление в законе Божьем льстивым речам дурных людей, - того, кто хранит [Закон], ждет венец, а тех, кто творит злодеяния, ждет вечная смерть. Он по справедливости обращается к сыну, которого отец ревностно стремится наставить. Можно полагать, что это было сказано от лица Бога, а матерью, видимо, называется Церковь, которая тогда именовалась синагогой. Следует иметь в виду, что он предписывает внимать **учению Отца**, но также и ни в каком случае не отвергать и **завета матери**, ведь не достаточно говорить, что любишь Бога и исполняешь Его наставления, если с братской любовью не следовать единой Церкви или не признавать, что сама Матерь Божия восприемлет благодать, которой мы спасаемся, - ведь и у евреев дух, дающий добродетель, женского рода. //**На Притчи Соломона.**// ---- Если кто-либо слушает **отеческое наставление** и следует **материнскому завету**, то благодать осеняет его главу и ложится ожерельем на шею. Ведь чем более усердно он следовал Божественным предписаниям, чем более ревностно старался соблюдать то, в чем его наставила мать - единая Церковь, тем более достоин он теперь чести проповедовать и тем выше он вознесется в будущем к [Царству] блаженства, дабы вечно царствовать со Христом. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== Ст. 8-9 **Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей** Общие установления святой Матери-Церкви, то есть такие, которые находят наиболее единодушное одобрение всех епископов, мы никоим образом не отвергаем. Такое же повеление и в Книге Притчей: **Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей** [[old:pr:01:08|(Притч 1:8)]]. //**Письмо XVIII.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 8-9 **Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей** Бог - Отец праведников. Ибо всякий, исполняющий справедливость, происходит от Бога. Мать же наша - Церковь, чей Жених - Господь наш Иисус Христос. А законы - апостольские правила. Если и имеет вышесказанное возвышенный смысл, то подходит и для родителей по природе, когда они, пребывая в благочестии, воспитывают чад. Поскольку учитель - Муж, рождающий через Евангелие тех, кого воспитывает, супруга Его и мать рожденных - Церковь, точнее же - церковное учение и жизнь церковной общины. Итак, он говорит, вы могли бы прислушаться ко мне как к повествователю притчей, - как к говорящему то от имени наставника и отца, то от имени мудрости и добродетели, то есть матери; и быть увенчанными венцом благодати и украсить шею ожерельем, отделанным золотом и украшениями духовных истин. Ибо вещество венца, который возложен на голову //внутреннего человека// [[new:rim:07:22|(Рим 7:22;]] [[new:ef:03:16|Еф 3:16)]], - круг добродетели, именуемой благодатью. В соответствии с венцом, духовным в подлинной своей природе, следует воспринимать и золотое украшение, одеваемое на «шею» души, то есть на то, что в ее ведении. //**На Книгу Притчей.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей** Уже в этом отделе предложены как положительные, так и отрицательные побуждения к мудрости - благочестию. Сказав о страхе Божием (ст. 7), как начале или основе истинной премудрости, Премудрый на втором месте, согласно последовательности заповедей в десятословии Моисеевом [[old:ish:20:12|(Исх XX:12;]] [[old:vtor:05;16|Втор V:16,]] ср. [[new:ef:06:01|Еф VI:1-3]]), поставляет учительный авторитет родителей - отца и матери (Талмуд понимает аб "отец", и эм "мать" в переносном смысле, разумея под отцом Бога, а под матерью общество Израилево, или, по другому мнению, мудрость, но это - уже перетолкование грамматико-исторического смысла обоих понятий в данном тексте), причем отцу усвояется наставление (слав. : //наказание//, греч. - παιδεία, лат. - discipline, евр. - //мусар//), - иногда соединявшееся с мерами и физического воздействия отца на сына [[old:pr:23:13|(XXIII:13-14]], сн. [[old:pr:22:15|XXII:15)]], - матери же - только завет (русск. ) или заветы (греч. - qesmoi, лат. - Иex, евр. - //тора//). Того, к кому Соломон обращается (здесь как и в [[old:pr:01:10|I:10;]] [[old:pr:02:01|II:1;]] [[old:pr:03:01|III:1]]) с наставлениями, он называет сыном, - отчасти прежде всего в физическом смысле (он мог иметь в виду Ровоама), а затем вообще юношество, по праву учительства, в знак отеческого участия и доброжелательства; о возрасте слушателей отсюда ничего нельзя заключать, во всяком случае, указанное интимное обращение не есть только литературный прием, хотя и не заключает еще в себе новозаветного представления о рождении в духовную жизнь, как у Апостола[[new:1kor:04:15| (1 Кор IV:15;]] [[new:fm:01;10|Флм 10;]] [[new:gal:04:19|Гал IV:19]]). Мидраш понимает ст. 8 в смысле увещания соблюдать все заповеданное на горе Синай относительно почтения к родителям. - Послушание родителям, их советам и заветам, служит лучшим украшением юноши - в роде прелестного венка на голове (ср. [[old:pr:04;09|IV:9]]) и ожерелья на шее [[old:pr:03:03|(III:3;]] [[old:pr:06:21|VI:21)]]. [<10>]