[<10>] ====== Толкования на Притч. 1:20 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой** Видя ревность людей, видя, что все мы естественным образом любим знаменитость премудрости, Соломон похвалами премудрости возбуждает души стремиться к ней без укоснения и нерадения. Говорит, что везде много о ней речей, на путях, на торжищах, на городских стенах. Для того именует врата, стогны, стены, чтобы наименованием **«исходов»** и **«стогн»** показать знаменитость премудрости, а наименованием ее стен – ее пользу и достаточность для всякой безопасности в жизни. И желая освоить нас с нею, говорит: //«нарцы премудрость сестру тебе быти»//; и еще: //«возжелей ея, и соблюдет тя»// [[old:pr:07:04|(Притч. 7:4]], [[old:pr:04:06|4:6)]]. **//Беседа на начало Книги Притчей.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой** **«Премудрость во исходех поется»** [[old:pr:01:20|(Притч. 1:20)]]. О каких исходах говорит здесь Соломон? Очевидно, об исходящем из уст правых учителей Церкви. **//Письма на разные темы. Сотириону.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-32 **Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: "доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их** В противовес соблазнительным речами преступных людей (ст. 11-19), ищущих себе единомышленников, здесь выводится Премудрость также призывающая к себе учеников и побуждающая их к покаянию; но тогда как преступные речи злодеев ведутся под покровом глубокой тайны, вещания и облачения Премудрости раздаются во всеуслышание - //"на улицах, на площадях, ... в главных местах собраний"// (20-21). Эта премудрость, судя по свойству Ее наставлений и вразумлений, как и по всему образу Ее выступления, не есть ограниченная сила человеческая, а всемощная сила Божия, которая одна может говорить с таким авторитетом, сила, в повиновении которой для людей заключено всякое благо и счастье, а в противлении - гибель. Совершенно произвольно и ошибочно мнение некоторых западных, усматривающих в изображении Премудрости в Притч [[old:pr:01:20|I:20]] сл., [[old:pr:08:22|VIII:22]] сл. влияние парсизма на библейскую письменность. В действительности понятие "Премудрости" выросло на чисто библейской, самобытной почве. В книге Иова ([[old:iov:15:07|XV:7-8;]] [[old:iov:28:12|XXVIII:12]] сл.) Премудрость изображается весьма сходно с книгой Притчей. Самый образ выступления Премудрости (20-21 сл.) вполне напоминает проповедническую или учительную деятельность народных законоучителей (ср. [[old:2par:17:07|2 Пар XVII:7-9]]), а также пророков и - позже - апостолов [[new:mf:10:27|(Мф X:27;]] [[new:lk:14:21|Лк XIV:21]]), всех посланников той же Премудрости ([[new:lk:11:49|Лк XI:49)]]. Далее, со ст. 22, излагается самое содержание проповеди Премудрости. Первую половину ст. 22 LXX и слав. (//"елико убо время незлобивии держатся правды, не постыдятся"//) передают не в обличительном смысле, как в евр. Вульг. русск., а в положительном - в смысле похвалы "незлобивым". Но с контекстом речи ст. 22 более согласуется обличительный смысл (подобно как в [[old:ps:004:03|Пс IV:3]]): обличаются люди трех категорий: 1) невежды (простаки, евр. //петаим//), 2) буйные осмеятели кощунники, презрители всего святого (евр. //лецим//) и 3) глупцы - люди чуждые ведения тупые и всегда готовые духовно пасть (евр. //кесилим//), словом, все, с намерением или по неведению противящиеся истине. И в ст. 23 Премудрость от полноты своего духовного богатства желает пролить духа мудрости (ср. [[old:pr:18:04|XVIII:4]]) всем без различия, нуждающимся в ней; мудрость и благочестие, по взгляду Премудрого, как и по учению всей Библии, не есть достояние лишь избранных натур, но обильно изливаются во всякий ум, душу и сердце, раз они открыты для воздействия свыше (ср. [[new:in:07:37|Ин VII:37-39)]]. [<10>]