[<10>] ====== Толкования на Притч. 3:32 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 32-35 **потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение. Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать. Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие** Указывают основание - ближе всего сказанного в ст. 27-31, а затем и всех вообще увещаний гл. III. Изображается, ст. 32-34, прямо противоположное отношение Бога к праведникам и к грешникам. Прежде всего, духовное настроение грешника совершенно чуждо, противно и ненавистно Богу (32а), хотя бы с внешней стороны деяния его представлялись законными, напр., даже жертвы, совершаемые нечестивыми, лишь прогневляют Бога (ср. [[old:is:66:03|Ис LXVI:3;]] [[old:is:01:11| I:11]]), - и только праведные могут наслаждаться благодатной близостью к Богу (32б, сн. [[old:ps:024:14|Пс XXIV:14)]]. Затем и внешняя судьба нечестивого и праведника существенно различна: благоденствие первого всегда непрочно, над судьбой и домом нечестивого всегда тяготеет проклятие Божие (ст. 33а, сн. [[old:vtor:28:15|Втор XXVIII:15;]] [[old:zah:05:04|Зах V:4;]] [[old:mal:02:02|Мал II:2]]), между тем на жилище благочестивых почивает благословение Божие (33б, сн. [[old:pr:04:13|IV:13]] и др.). Такое различное отношение Бога к нечестивым и праведным и такая различная судьба тех и других суть явления постоянные, составляют как бы закон нравственной жизни; поэтому в ст. 34-35 Премудрый выражает эти мысли еще раз в кратких, выразительных положениях, из которых данное в ст. 34 дважды цитируется (по переводу LXX-ти) в Новом Завете [[new:iak:04:06|(Иак IV:6;]] [[new:1pet:05:05|1 Пет V:5)]]. [<10>]