[<10>] ====== Толкования на Притч. 4:6 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 6-8 **Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней** Если кто хочет последовать Соломону и принять к себе в сожительницы и сообщницы жизни истинную мудрость, о которой он говорит: **люби ее, и она будет оберегать тебя**, и **высоко цени ее, и она возвысит тебя** [[old:pr:04:06|(Притч 4:6,]] [[old:pr:04:08|8)]], тот, сообразно с достоинством этого желания, пусть приготовит себе чистую одежду для участия в этом брачном торжестве вместе с веселящимися - дабы не быть ему отверженным, как призванному к участию в этом празднестве, но не облеченному в брачное одеяние. Очевидно, что такой способ приготовления к подобного рода браку есть общий как для мужей, так и для жен, поскольку, как говорит апостол, //нет мужеского пола, ни женского// [[new:gal:03:28|(Гал 3:28)]], //но все и во всем Христос// [[new:kol:03:11|(Кол 3:11)]]. По справедливости, любитель мудрости имеет божественную цель желания, которая есть истинная мудрость; и душа, прилепившаяся к нетленному Жениху, пылает любовью к истинной мудрости, которая есть Бог. Но что такое духовный брак, и к какой цели ведет чистая и небесная любовь, довольно раскрыто нами в сказанном. //**О девстве.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== Ст. 6-8 **Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней** И что значит: **высоко цени ее**? [[old:pr:04:08|(Притч 4:8)]]. Окружи ее благоговейными помыслами. Ибо нужна тебе большая защита, поскольку многое таит в себе угрозу для этого. Если же в нашей силе ценить ее, а приданы нам добродетели, то, следовательно, добродетели, выше всего ставящие познание Бога, могут служить оградой. Таковы делание, упражнения и иной ряд добродетелей, которые соблюдает хранитель мудрости. Награда же - вознесение к ней и попадание в ее объятия в чертоге надмирном. //**На Притчи.**// ===== Ориген ===== Ст. 6-8 **Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней** И в этом, и во многих других местах ты обнаружишь, что божественное Писание избегает слова «amor», а использует вместо него слова «caritatatis dilectionis». Однако иной раз, довольно редко, собственным именем называет любовь [amor] и призывает, и побуждает к ней души, как сказано в Книге Притчей о мудрости: **...люби ее, и она будет оберегать тебя, высоко цени ее, и она возвысит тебя** [[old:pr:04:06|(Притч 4:6,]] [[old:pr:04:08|8)]], почти ее, чтобы она тобой овладела. Но и в той книге, которая называется Книгой Премудрости Соломона, так написано о самой мудрости: //я стал любителем красоты ее// [[old:prs:08:02|(Прем 8:2)]]. Я же полагаю, что только там, где не возникает никакого греха, всецело прививается имя любви [amoris]. Ибо на что преходящее или постыдное может кто-либо указать в любви к мудрости [amore sapientia], или в том, кто объявляет себя любителем мудрости [amatorem sapientiae]? //**На Песнь Песней.**// ---- Подобно тому как в отношении тела разными чувствами являются вкус и зрение, так и согласно божественным способам восприятия, о которых говорил Соломон, одно - некая способность души к зрению непосредственному и умному, а другое - способность пробовать на вкус и воспринимать свойства пищи умной. Следовательно, и Господь - так как Он //хлеб живый, сшедший с небес// [[new:in:06:51|(Ин 6:51)]], - может восприниматься на вкус, будучи питанием души, и может быть зримым, поскольку Он - мудрость, любителем которой признает себя тот, кто говорит: //...я стал любителем красоты ее// [[old:prs:08:02|(Прем 8:2)]], и предписывает нам: **...люби ее, и она будет оберегать тебя** [[old:pr:04:06|(Притч 4:6)]], почему в Псалтири сказано: //Вкусите, и увидите, как благ Господь!// [[old:ps:033:09|(Пс 33:9)]] //**На Евангелие от Иоанна.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя** См. Толкование на [[old:pr:04:04#lopuxin_ap|Притч. 4:4]] [<10>]