[<10>] ====== Толкования на Притч. 4:10 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== Ст. 10-11 **Слушай, сын мой, и прими слова мои, - и умножатся тебе лета жизни. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым** Путь к истине один, но различные стези, ведущие из различных мест, соединяются в ней, подобно тому, как различные потоки образуют единую реку вечности. Поэтому Бог и говорит нам: **Слушай, сын мой, и прими слова мои, и умножатся тебе лета жизни. Я указываю тебе путь мудрости, да не иссякнут у тебя ее источники** ([[old:pr:04:10|Притч 4:10-11;]] LXX), - те, что бьют из той же самой почвы. Он говорит о множестве путей спасения не только для какого-либо одного праведника, ибо поскольку праведников много, то и пути спасения многочисленны. Именно это он хочет сказать словами: //Стези праведных - как светило лучезарное// ([[old:pr:04:18|Притч 4:18;]] LXX). //**Строматы.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-19 **Слушай, сын мой, и прими слова мои, - и умножатся тебе лета жизни. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно - жизнь твоя. Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных - как тьма; они не знают, обо что споткнутся** Продолжая изображать блага следования путями премудрости, Давид теперь вместе с тем предостерегает Соломона от уклонения на пути нечестия (ст. 14-19). Наставления о путях премудрости становятся более специальными - указывают самый характер жизненного следования путями премудрости; премудрость открывает для ревнителя ее долгоденствие (ст. 10) и правильное течение жизни - благоприятные жизненные условия (ст. 11) и отсутствие непреодолимых преград на жизненном пути (ст. 12). Переходя затем к новой группе наставлений - предостережений, Давид еще раз усиленно призывает (ст. 13) сына к неослабному хранению его наставлений мудрости, так как в них заключается истинная жизнь для соблюдающего их, - призывает ввиду опасных для юноши соблазнов. Дальнейшее изображение (ст. 14-17) пути нечестивых имеет не мало общих черт с характеристикой их в 1-19. Если пути нечестивых, способствуя безмерному расширению и усиленно низменных страстей человеческой природы, навсегда лишают человека мира душевного и спокойствия и на каждом шагу готовят ему всякие опасности (ст. 16-17, 19), то, напротив, путь праведных или нравственное поведение их сравнивается (ст. 18) со светом восходящего и постепенно приближающегося к полудню солнца (ср. [[old:is:60:03|Ис LX:3;]] [[old:is:62:01|LXII:1;]][[old:is:02:05| II:5;]] [[old:pr:06:23|Притч VI:23;]] [[old:pr:28:05|XXVIII:5]]), как солнечный свет начинается с появления утренней зари, постепенно усиливается и к полудню достигает своего наивысшего напряжения, так, подобно этому, и жизнь праведных представляет ряд постепенных успехов в деле нравственного преуспеяния: по мере движения их на жизненном пути, жизнедеятельность их становится все чище и светлее (ср. [[new:mf:05:16|Мф V:16]]), от низшей ступени нравственного совершенства они восходят к высшей, пока, наконец, не достигнут состояния, о котором предрек Спаситель: //тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их//, [[new:mf:13:43|Мф XIII:43]] (см. у //еп. Виссариона//, с. 56-57). [<10>]