[<10>] ====== Толкования на Притч. 8:9 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 9-11 **все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею** Потому Соломон говорит: **примите учение мое, а не серебро** [[old:pr:08:10|(Притч 8:10)]], чтобы во время нужды, когда или тело больно, или домашние дела в расстройстве, не возыметь тебе лукавой мысли о Боге, но со многим терпением принимать Его удары, вразумляясь, в чем ты согрешил, и, познав наказание, говорить: //гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним// [[old:mih:07:09|(Мих 7:9)]]. //**Беседы на Книгу Притчей.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 9-11 **все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею** Написано, что **мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею** [[old:pr:08:11|(Притч 8:11)]]. Ибо мудрость, идущая свыше, от Бога, есть благо несравненное. Когда мы прикасаемся к ней чрез Писание святое, Богом вдохновленное, и обретаем божественный свет, разум наш проницающий, мы уже более не блуждаем, но идем вперед и приходим к тому, что полезно для духа нашего. Посему прииди, и будем со тщанием исследовать смысл уроков Писания. //**На Евангелие от Луки.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== Ст. 9-11 **все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею** //[Иисус] говорил народу притчами, и без притчи не говорил им// [[new:mf:13:34|(Мф 13:34)]]. А поскольку //все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть// [[new:in:01:03|(Ин 1:3)]], то и пророчество, и закон, возникшие через него, должны быть выражены в притчах. **Все ясно для разумного** [[old:pr:08:09|(Притч 8:9)]], - говорит Писание, то есть для того, кому Он сам объяснил все это и кто усвоил это согласно церковному канону. Церковным каноном же называется согласие и симфония закона и пророков в завете после пришествия Спасителя. Гносис следует после разумения, разумение - после благоразумия. Можно сказать, что разумение причастно божественному гносису и им обладают приблизившиеся к Богу, в то время как благоразумие присуще тем, что являются только любомудрами, а не мудрыми. //**Строматы.**// ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Вся проста суть обретающим разум**... Да беда-то вся наша в том, что сами-то мы не ищем этого разума Божественного, который не кичит, ибо не от мира сего есть. Разум этот, исполненный любовью к Богу и ближнему, созидает всякого человека во спасение Ему. Про этот разум Господь сказал: //Бог хощет всем спастися и в разум истины прийти//. Апостолам же Своим про недостаток этого разума Он сказал: //Ни ли неразумливи есте// и //не чли ли Писания//, и //притчи, сия не разумеете ли?//.. Опять же про этот разум в Евангелии говорится про апостолов, что //отверз им тогда Господь разум разумети Писания//. Находясь в этом разуме, и апостолы всегда видели, пребывает ли Дух Божий в них или нет, и, проникнутые Им и видя сопребывание с ними Духа Божия, утвердительно говорили, что дело их свято и вполне угодно Господу Богу, Этим и объясняется, почему они в посланиях своих писали: //Изволися Духу Святому и нам//, - и только на этих основаниях и предлагали свои послания, как истину непреложную, на пользу всем верным - так св. апостолы ощутительно сознавали в себе присутствие Духа Божиего... Так вот, ваше Боголюбие, видите ли, как это просто? //**Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.**// ===== Ориген ===== Ст. 9-11 **все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею** То, что Иоанн называет //вечным Евангелием// [[new:otkr:14:06|(Откр 14:6)]], которое может быть в собственном смысле названо духовным, ясно являет тайны, открытые словами Христа, и вещи, указываемые Его делами, тем, кто размышляют лицом к лицу к вещам, касающимся Сына Божьего. Отсюда можно понять, что наподобие того, как можно быть явно иудеями и обрезанными, и как есть одно явное обрезание, а другое сокрытое, так же - с христианами и крещением. //**На Евангелие от Иоанна.**// ===== Лопухин А.П. ===== **все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание** См. Толкование на [[old:pr:08:04#lopuxin_ap|Притч. 8:4]] [<10>]