[<10>] ====== Толкования на Притч. 8:23 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **от века я помазана, от начала, прежде бытия земли** Еретики, читая и следующий стих, и толкуя его худо, полагают, что поскольку написано: **...прежде век Он основал меня** ([[old:pr:08:23|Притч 8:23;]] LXX), то это сказано о божестве Слова, а не о явлении Его во плоти. Потому необходимо, разобрав и этот стих, показать заблуждение еретиков. Написано: //Господь премудростью основал землю// [[old:pr:03:19|(Притч 3:19)]]. Поэтому, если Премудростью основана земля, то как основывается Полагающий основание? Но и это сказано прикровенно. <...> Но не сказал Он: прежде век основал Меня, Слово и Сына, но говорит просто: ...//основал Меня//, желая, как и прежде заметил я, опять показать, что и это говорит прикровенно не ради Себя, но ради назидаемых посредством Него. //**Три слова против ариан.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XII. Паримия на праздники Обрезания Господня 1-го января и Благовещения 25-го марта (Притч. 8:22–30). В сей паримии Божественная Премудрость изображает себя, как личное существо, бытие которого предвечно и предшествует началу бытия мира, и которое участвовало в творении мира. Ст. 23-25 **Прежде век** (предвечно) **основа мя в начале, прежде неже землю сотворити, прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, прежде неже горам водрузитися, прежде всех холмов раждает мя** Что здесь идет речь не о человеческой мудрости, а о Божественной, ничего яснее не может быть. Человеческая мудрость возникла вместе с человеком, который сотворен в шестой день мироздания. Но Премудрость Божественная, о которой здесь идет речь, говорит о довременном своем существовании, предшествующем не только сотворению человека, но сотворению самой земли, на которой он обитает. **Прежде** нежели положены основания для мира, Господь предвечно, **в начале основал меня**, – т.е. дал мне твердое, непоколебимое, ни от каких случайностей независимое, самостоятельное бытие, или самосущую жизнь. – Как же она получила бытие, или жизнь? Так ли, как прочие существа, т.е. посредством сотворения? – Нет, говорит Божественная ипостасная Премудрость, – не посредством сотворения, но посредством рождения: **«Господ раждает мя»**, т.е. изводит меня из своего существа, делает меня единосущным Себе, как сын человека единосущен отцу, но с тем различием, что сын человека рождается во времени и имеет предков, но ипостасная Премудрость, единосущный Сын Божий, рождается довременно. Он существовал прежде, чем явилась земля. Она сотворена в первый день мира, покрытая бездною, – т.е. сплошною водою. Уже на третий день вода, покрывавшая землю, заняла на ней определенные места и стала напоять ее из своих вместилищ (источников) – воздушных (облаков), речных, и из бездн морских и подземных, – явились на земле материки с своими горами и холмами. И в этом виде земля существует несколько тысячелетий, но как бы ни была велика древность её, – она ничтожна в сравнении с древностию бытия ипостасной Премудрости, рожденной от Отца. Она уже существовала не только тогда, когда на земле не было живой твари, но когда даже не было самой земли. //**Толкование паремии из книги Притчей**// ===== Дидим Слепец ===== **от века я помазана, от начала, прежде бытия земли** Написано: //Все// в Нем //создано, и Он есть прежде всего// [[new:kol:01:16|(Кол 1:16-17)]]. Говорит и Сам Господь: «Я есмь начало творения Божия». Ибо поскольку, желая быть основанием Церкви, Он принял на Себя участь человека, чтобы была в Нем она утверждена неколебимо, потому, желая предоставить творению бытие, породнился с нею, приобщившись ее состоянию, о котором было сказано выше, став началом и причиной того, что грядет. //**На Книгу Притчей.**// ===== Лопухин А.П. ===== **от века я помазана, от начала, прежде бытия земли** См. Толкование на [[old:pr:08:22#lopuxin_ap|Притч. 8:22]] [<10>]