[<10>] ====== Толкования на Притч. 8:27 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны** Поелику же Премудрость присовокупляет: **«егда готовяше небо, с ним бех»**, то надобно знать, что говорит это не в том смысле, будто бы Отец не чрез Нее уготовляет небо или горние облака. Ибо нет сомнения, что все создано Премудростью, и без Нее //«ничтоже бысть»//. Напротив того, Премудрость говорит: «Все получило бытие Мною и чрез Меня. Поелику же потребно внедрить премудрость в делах, то хотя по сущности пребывала Я с Отцом, однако же по снисхождению к тварям отпечатлевала Свой образ в делах применительно к ним, чтобы целый мир был как бы единое тело, не в разладе, но в согласии с самим собою». Посему все те, которые, по данной им премудрости, правым умом взирают на тварей, в состоянии и сами сказать: //«учинением Твоим все пребывает»// [[old:ps:118:091|(Псал. 118, 91)]]. А которые вознерадели об этом, те услышат: //«глаголющеся быти мудри, объюродеша, зане разумное Божие яве есть в них, Бог бо явил есть им: Невидимая бо Его, от создания мира творенми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество во еже быти... безответным. Занеже разумевше Бога, не яко Бога прославиша, но... послужиша твари паче Создавшего все. Иже есть благословен во веки, аминь»// [[new:rim:01:19|(Римл. 1, 19–22, 25)]]. И они постыдятся слышать это, //«понеже бо//, – по изъясненному, – //в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих»// [[new:1kor:01:21|(1Кор. 1, 21)]]. Бог благоизволил, чтобы познавали Его уже и не как в прежнее время и не чрез образ и сень Премудрости, сделал же, что сама истинная Премудрость прияла на Себя плоть, стала человеком, претерпела крестную смерть, чтобы, наконец, все верующие могли спасаться верою в сие. И это есть та Божия Премудрость, которая первоначально являла Себя, а чрез Себя и Отца Своего посредством образа Своего в тварях (по которому и называется созидаемою), впоследствии же эта Премудрость, то есть Слово, //«плоть бысть»//, как сказал Иоанн, я после того, как привела в бездействие смерть и спасла род наш, еще полнее открыла Себя, а чрез Себя и Отца Своего, говоря: дай им, //«да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа»// [[new:in:17:03|(Иоан. 17, 3)]]. **//На ариан слово второе.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 27-31 **Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими** Прими также, что Отец с Ним пребывал и Он с Отцом. О том, когда создавалось все, Премудрость говорит: **Когда творил Он небеса, Я была с Ним, и когда творил Он источники вод.** Итак, в Ветхом Завете Отец... показывает, что Сыну должна быть воздаваема честь такая же, как и Ему - как Творцу вещей. Творения, творцом которых является Сын, сотворены в Сыне, так что когда говорится, что Бог призывается во истине, следует, согласно значению самих слов, часто сказываемых таким образом, понимать, что и Сын призывается. Таким же образом призывается и Дух, ибо Бог призывается в Духе. Посему Отец призывается с Сыном и с Духом, ибо призывается Троица. //**О Святом Духе.**// ---- Красоту вообще ты можешь наблюдать, так как Бог создал этот мир прекрасным; ты можешь видеть ее и в отдельных предметах, ибо когда Бог сотворил свет и отделил день от ночи , когда отделял сушу от воды, когда полагал Солнце, Луну и звезды, чтобы им светить на Землю, то Он похвалил каждое в отдельности. Итак, та красота, которая сияла в каждом отдельном предмете мира, заключалась и во всей Вселенной, как признает это и Премудрость в словах: Я была тою, которую Он хвалил, когда радовался, совершивши Вселенную (ср. [[old:pr:08:30|Притч 8:30-31]]). Подобно этому и в человеческом теле приятна часть каждого члена, однако больше приятности в стройном сочетании членов вообще, потому что каждый из них представляется на своем месте и в полной гармонии друг с другом. //**Об обязанностях священнослужителей.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XII. Паримия на праздники Обрезания Господня 1-го января и Благовещения 25-го марта (Притч. 8:22–30). В сей паримии Божественная Премудрость изображает себя, как личное существо, бытие которого предвечно и предшествует началу бытия мира, и которое участвовало в творении мира. **Егда готовяше небо, с Ним бех, и егда отлучаше** (ставил) **престол свой на ветрех** Речь идет о **небе** воздушном, т.е. о том пространстве, окружающем землю, которое наполнено воздухом, необходимым условием для дыхания, для распространения звука и света. **Ветры** суть движения воздуха, необходимые для освежения его, для разогнания облаков и туманов и для привлечения воздушной влаги с одного места на другое. **Ветры** названы местом **престола** Господа в том смысле, что они служат проводником вседержавной силы Божией, благотворно или разрушительно действующей в мире, что хотя сами по себе они суть слепые стихийные силы, но движением их властно, по Своей благости, премудрости и правосудию управляет Сам Господь, проявляющий в них Свое присутствие, как бы поставивший на них Свой царский **престол**. Когда Премудрость Божественная ипостасная говорит о себе, что **была** с Господом при устроении неба и поставлении **престола** Его **на ветрах**, это значит, что она была не простою зрительницей дел Божиих, но принимала участие в них, как это яснее открывается из следующих стихов. //**Толкование паремии из книги Притчей**// ===== Аврелий Пруденций ===== Ст. 27-31 **Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими** Сия Премудрость явленная небо сотворила, И небеса, и день, и остальное Исполнено все это силой Слова По той причине, что Оно есть Бог. //**Гимны на каждый день.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны** См. Толкование на [[old:pr:08:22#lopuxin_ap|Притч. 8:22]] [<10>]