[<10>] ====== Толкования на Притч. 9:2 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу** См. Толкование на [[old:pr:09:01#svt_grigorij_dvoeslov|Притч. 9:1]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 2-5 **заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное"** Тебе нравятся песни, которые услаждают пирующих? Внемли Призывающему, внемли Поющему Церкви не только в песнях, но и в Песни Песней: **приимите, ближние мои, и пейте, и будем пьяны, братия мои** ([[old:pr:09:05|Притч 9:5-6;]] LXX). Но это опьянение делает трезвым, ибо это опьянение благодатию, а не вином. //**О Каине и Авеле.**// ---- Вот Он пришел; и будешь ли ты вкушать или пить, коль скоро призовешь Христа, Он присутствует, говоря так: **идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное** [[old:pr:09:05|(Притч 9:5)]]. Если даже ты спишь, он стучится в дверь. Приходит Он, говорю я, часто и через [дверную] скважину протягивает руку, но не всегда и не всем, а только той душе, которая может сказать: ночью //я скинула хитон мой// [[old:pp:05:03|(Песн 5:3)]]. И в самом деле, в эту ночь века сего тебе прежде всего нужно совлечь с себя одеяние телесной жизни, ибо Господь совлекся плоти Своей, дабы ради тебя одержать победу над господствующими и сильными мира сего. //**О девстве.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу** См. Толкование на [[old:pr:09:01#sschmch_kiprian_karfagenskij|Притч. 9:1]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу** Поскольку Господь, предлагая питательную и веселящую сердце проповедь, нарек Себя виноградною лозою [[new:in:15:01|(Ин.15:1)]], то Божественное Писание по необходимости истинное слово Божественного ведения называет вином. Им–то и премудрость напоевает из чаши, именуя чашею ребра Господни, из которых излилось нам веселье жизни. ---- Премудрость Божия, о любоведущий, растворила чашу словес, то есть Божественные Писания — не медом, не млеком, не вином, но назиданием и любомудрием наполненную и божественными дарованиями преукрашенную чашу, которая вкушающих из нее возбуждает к добродетели и благочестию, внушая вознерадеть о земном и стремиться к небесному. Эта чаша содержит в себе не ухищрения, не лжеумствования, не какие–либо неуместные и опытом не подтверждаемые мудрования об естествословии, но деяния мужей самых именитых и славных, уподобляясь которым в делах и словах, приобретешь красоту добродетели. Не умолчала же она о жизни и о наказании падших, чтобы, узнав это, если захочешь, поревновал ты доброму и избегал худого. Поэтому то, что полезно для нашего любомудрия, собрав, как пчела, у языческой учености (ибо, если говорить правду, и язычники много любомудрствовали о добродетели), все прочее отложи в сторону. Особенно же приметь, что философы вели между собою наделавшую много шума брань: Аристотель восставал на Платона, а стоики вооружались на Аристотеля. Посвяти же себя на всю жизнь Божественным глаголам. В таком случае, пользуясь тем и другим, будешь важным приобретением и для себя, и для всех. А поскольку желательно тебе знать, что значит сказанное: **премудрость раствори свое вино**, и по какой причине не предложила его не растворенным, то из немногого научись многому. Божественные и преестественные наставления растворила она вещественными словами и примерами, потому что иначе не могли мы их и понять. Сие–то соединение Божественных понятий и земных слов не без основания назвала она растворением. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Августин ===== **заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу** См. Толкование на [[old:pr:09:01#blzh_avgustin|Притч. 9:1]] ===== Ориген ===== Ст. 2-5 **заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное"** Напитанный этою пищею премудрости ум будет достигать чистоты и совершенства, с какими человек был создан сначала, и будет восстановлять в себе образ и подобие Божье. И хотя кто-нибудь выйдет из этой жизни очень мало наученным, но, однако, понесет с собою похвальные дела. Он может быть наставлен в том небесном Иерусалиме, городе святых, то есть может быть научен и образован, и может сделаться камнем живым, камнем драгоценным и избранным за то, что мужественно и с постоянством перенес испытания жизни и подвиги благочестия. И там он вполне истинно и ясно познает смысл слов, возвещенных здесь, что //не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих// [[new:mf:04:04|(Мф 4:4)]]. //**О началах.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 2-5 **заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное"** По божественным речениям в хлебе и смешанном вине изображается, как сказано выше, природа Божества и человечества Христа, соединенная в едином Его лице. С другой стороны, в хлебе является таинство Тела Его, а в смешанном вине - Святой Крови - таинство, во время которого мы насыщаемся, как все знают, от престола жертвенника Его. //**На Притчи Соломона.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 2-5 **заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное"** Эта же пища называется [в Писании] «мясом», «хлебом», «молоком» и «вином». Однако простецы говорят, что принимают их в пищу как хлеб и вино, смешанное [с водой]. Если так, то как нам понять изречение: //...хлеб ангельский ел человек// [[old:ps:077:25|(Пс 77:25)]]? Мне представляется, что хлеб - твердые заповеди Божии, а вино - познание Бога в изучении божественного Писания; так же - и божественное Тело с честной Его Кровью. //**На Книгу Притчей.**// ===== Лопухин А.П. ===== **заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу** См. Толкование на [[old:pr:09:01#lopuxin_ap|Притч. 9:1]] [<10>]