[<10>] ====== Толкования на Притч. 10:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-3 **Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет** **Не доставляют пользы сокровища неправедные** [[old:pr:10:02|(Притч 10:2)]]. Как же это? Разве не избегли многие смерти, благодаря богатству? Так. Но не освободились от греха и выкупили жизнь более тяжкую, чем смерть. Будем же надеяться не на богатство, а на добродетель. Праведность, привходя ко грехам, ведущим к смерти, освобождает от нее. Как же принесут пользу сокровища, собранные на земле, //где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут// [[new:mf:06:19|(Мф 6:19)]]? А праведность не только спасает приобретших ее, но и возбуждает многих к ревности по ней и переносит от смерти к вечному бессмертию. //**На Притчи Соломона.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== Ст. 1-3 **Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет** Боишься, чтобы вдруг не оскудело имущество твое, если начнешь щедро благодетельствовать из него? Но когда же у праведного могло недоставать средств к жизни? В Писании сказано: **Не допустит Господь терпеть голод душе праведного** [[old:pr:10:03|(Притч 10:3)]]. //**О делах и милостыне.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-3 **Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет** Будь покорен епископу своему и имей его отцом души своей. <...> Для тебя в лице одного мужа должны быть чтимы многие имена: монах, первосвященник, дед твой, научивший тебя всему, что свято. Я говорю также, что епископы должны считать себя священнослужителями, а не господами, должны чтить клириков как клириков, чтобы и от них получать епископскую почесть. <...> В некоторых церквах есть очень плохой обычай, что пресвитеры в присутствии епископов молчат и ничего не говорят, как будто бы эти последние или не любят, или не желают выслушивать их. //Если же другому,// - говорит апостол Павел, - //из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира// [[new:1kor:14:30|(1 Кор 14:30-33)]]. **Сын мудрый** [[old:pr:10:01|(Притч 10:1)]] - слава отцу. Епископ может радоваться своему суду, если избрал Христу таких священников. //**Письма.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 1-3 **Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет** [Соломон] помещает здесь новое заглавие, ибо начинает речь иного рода. Он [намерен] не как прежде долго рассуждать об отдельных разновидностях добра и зла, а описывать их проявления попеременно, в каждом двустишии. //**На Притчи Соломона.**// ===== Евагрий Понтийский ===== Ст. 1-3 **Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет** Если жизнь нечестивая есть зло и Господь уничтожит ее, то ясно, что нечестивый уже не будет таковым. Ибо после уничтожения Господь поставит царство Бога и Отца, так что //будет Бог все во всем// [[new:1kor:15:28|(1 Кор 15:28)]]. //**Схолии на Притчи.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери** Такую именно форму имеет уже этот первый стих, имеющий, очевидно, отношение ко всему последующему собранию притчей. Частный оттенок мысли в противоположении отца и матери: печаль неудачного сына особенно глубоко воспринимает материнское сердце (ср. [[old:pr:01:08|I:8;]] [[old:pr:15:20|XV:20;]] [[old:pr:17:25|XVII:25]]). [<10>]