[<10>] ====== Толкования на Притч. 11:2 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== **Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость** **Придет гордость, придет и посрамление** [[old:pr:11:02|(Притч. 11:2)]], - гордые поступают постыдно, ибо выказывают презрение к учению, либо его незнание, или потому, что приносят посрамление ближним; или же, конечно, [речь идет о том, что] //всякий возвышающий сам себя унижен будет// [[new:lk:14:11|(Лк. 14:11)]]. //**На Притчи Соломона.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XVI. Паримия в пятницу третьей седмицы Великого поста (Притч. 10:31–32, 11: 1–12). В сей паримии проводится сравнение, в разнообразных отношениях, праведных и нечестивых. Читается также в праздник Обезания Господня и в дни памяти святителей и преподобных или в цельном виде, или с опущением некоторых стихов. **Идеже аще внидет досаждение** (обида), **тамо и бесчестие. Уста же смиренных поучаются премудрости** (затверживают мудрость) Идет речь о посрамлении гордых и о благой доле **смиренных**. Последним противополагаются здесь досаждающие или обижающие; они-то и суть, по смыслу противоположения, гордые. Гордый не видит недостатков в себе, а видит их только в ближних, и потому относится к ним с презрением. Свое презрение он выражает в бранных, обидных для них речах. Но уничижая других, гордый самому себе готовит унижение. Ряд оскорблений, наносимых ближним, вызывает с их стороны возмездие. За посрамление они платят ему посрамлением, которое для него тем чувствительнее, чем он высокомернее. Гораздо лучше живется на свете **смиренным**. Уста их не отверзаются для укоризненных и презрительных речей против ближнего, а твердят только слова мудрости, которые служат к назиданию ближних, а не к оскорблению их, и потому, не обижая никого, они и сами ни от кого не терпят обиды. //**Толкование паремии из книги Притчей**// ===== Лопухин А.П. ===== **Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость** См. Толкование на [[old:pr:11:01#lopuxin_ap|Притч. 11:1]] [<10>]