[<10>] ====== Толкования на Притч. 12:12 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== ХVIII. Паримия во вторник четвертой седмицы Великого поста (Притч. XII:8–22). **Желания нечестивых зла, корения же благочестивых в твердостех** **Нечестивые**, по свойственной им ненависти к благочестивым. желают делать им **зло** и погубить их, но не успевают: благочестивые подобно деревьям, имеющим крепкие **корни** и непоколебимым от бурь и наводнений, сохраняются в безопасности от направленных против них козней со стороны **нечестивых**: Господь, на Которого они уповают, бережет их от зла. //**Толкование на паримии из Книги Притчей.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-22 **Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам рук его. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного - обман. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует. Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение. Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев. Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол. Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему** Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12-14, сн. [[old:pr:18:07|18:7]]; [[old:ps:061:13|Пс. 61:13]]). Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность (при получении обид) мудрого (ст. 15-16), а также правдивость и истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства безумного и нечестивого (ст. 17-22). Будучи само по себе злом, которое всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану (ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему приносит гибель (ст. 19-20), главное - лишение милости Божией, которая неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22). [<10>]