[<10>] ====== Толкования на Притч. 13:4 ====== ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится** **В похотях есть всяк праздный**, говорит Священное Писание, то есть сердце человека праздного подвержено постоянно страстям и похотям. Праздный человек легко подвергается зависти, ненависти, гордости, честолюбию и всякой страсти; праздный человек – самое подручное орудие диавола, потому что праздный – неогражденный сад. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XIX. Паримия в среду четвертой седмицы Великого поста (Притч. 12:23–28; 13:1–9). **В похотех** (желаниях) **есть всяк праздный, руки же мужественных в прилежании** Праздность сама в себе носит наказание. Праздный ни к чему не прилагает **рук** и живет в одних похотех, волнуется одними бесплодными желаниями. Он страстно желает разных благ, – но вместе хочет, чтобы они даром ему достались; сам он не возьмет на себя труда приобресть их и оттого не имеет ничего, чего желает, – остается при одних желаниях, – и неудовлетворенные желания служат для него источником одних мучений. Ничего подобного не испытывают люди **мужественные**, бодрые и деятельные: они прилежно работают своими **руками** для получения того, чего желают, и утешаются сознанием успеха в удовлетворении своих желаний. //**Толкование на паримии из Книги Притчей.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-12 **Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость. Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его. Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание - как древо жизни** Блага жизни бывают двоякие: духовные, религиозно-нравственные и материальные, часто связанные одни с другими; соответственно с этим в данном отделе совместно и попеременно говорится то о наблюдениях над внешнею жизнью людей (ст. 7-8) и о житейских требованиях материального благополучия, как то: об отвращении от лености и о прилежании (ст. 4), о бережливости (ст. 11) о силе и опасностях богатства (ст. 8), - то излагаются собственно истины нравоучения, как: о благотворности и славе праведности (5-6, 9, 12). В ст. 9 по тексту LXX имеется (не во всех кодексах) добавление: ψυχαὶ δόλιαι πλανῶνται ἐν ἁμαρτιάις, δίκαιοι δἐ οικτίρούσι καὶ ἐλεοῦσι, слав: //души льстивыя заблуждают во гресех, праведнии же щедрят и милуют// (в русск. синод. перев. эти слова заключены в скобки). Слова эти, не имея непосредственной связи с предыдущими словами ст. 9, однако согласуются с общим моральным оттенком данного отдела. [<10>]