[<10>] ====== Толкования на Притч. 13:7 ====== ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много** Точно в дырявый кошелек кладет свои прибытки тот, кто все, что ни приобретет через обращение других, теряет невоздержанием своего сердца и ежедневным развлечением духа. И, таким образом, бывает, что, думая, будто могут приобрести большую пользу через наставление других, сами остаются без исправления. **Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много** [[old:pr:13:07|(Притч 13:7)]]. //**Собеседования.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много** Ибо как в этом мире есть много людей, стяжавших себе большое количество золота, однако не всем это известно, поскольку по сравнению со многими они живут скромно, не хвастаясь ни имуществом, ни домами, ни различной утварью, ни слугами или животными. И таким образом они в полной безопасности владеют своим скрытым сокровищем. Но есть множество и других людей, совсем не стяжавших золота, однако они, благодаря своему пылкому воображению и (россказням о якобы принадлежащих им) многих домах и различной утвари, заставляют думать о них, как об обладателях большого богатства. Так, обманывая многих наружным хвастовством, они считаются богачами, будучи (на самом деле) бедными и нуждающимися. — Подобным же образом и среди христиан есть те, которые внутри себя стяжали в силе небесное сокровище Духа; они не всем явны, но скрывают себя, живут скромно и не желают, чтобы стало известно, кто они. Однако есть и другие, которые посредством немногих видимых добродетелей — постов, бдений, безмолвия, слова мудрости [[new:1kor:12:08|(1 Кор. 12, 8)]] или чего-нибудь подобного — желают считаться за духовных, не обладая действием и силой Духа. Продолжая наш пример, (можно сказать, что) если обладающий большим скрытым богатством захочет вынуть часть своего золота, то он за небольшие деньги купит все имущество изображающего себя богачом и желающего считаться за такового. Но если он обнаружит свое богатство и сделает его явным для всех, то многие воспылают завистью к нему, изумленные тем, что признаваемый всеми за нищего неожиданно оказался таким богачом; его начнут обременять многими общественными служениями и расходами. Воры и разбойники ночью и днем будут следить за ним, чтобы убить и отнять у него богатство. Со всех сторон его окружат опасности, он впадет в убытки и неожиданные скорби, поскольку никогда не был пожалован никаким саном или властью от царя. Поэтому разумный муж, обладающий множеством сокрытого золота, но не пожалованный еще саном, со всякой предосторожностью скрывает свое богатство, чтобы не стать известным многим и, подвергнувшись зависти и наветам со стороны людей, не потерять вместе с богатством и жизнь. Но если он получит от царской руки сан, какое-либо начальство или власть, то, и обнаружив богатство своего сокровища, не будет бояться. Наоборот, он станет славен благодаря ему — покупая большие имения, строя известные дома и приобретая на свое сокровище множество слуг и десятки тысяч животных. Он не будет опасаться нападений разбойников, поскольку получит от царя власть меча против строящих козни злоумышленников. Таким образом он, благодаря своему положению, все больше прибавляет к богатству и, через всякого рода приобретения, присовокупляет золото к золоту до тех пор, пока не станет таким богатым, что почти не будет знать, скольким он владеет. Так и христианин, нашедший в себе духовную харизму и радующийся утешению Божественной благодати, пусть надежно сокроет в себе утешение Духа или ведение небесных тайн, не хвастаясь и не показывая себя ближним, дабы, подпав под власть завистливой злобы, не быть незаметно обкрадываемым незримыми разбойниками под благовидными предлогами и не оказаться совершенно обворованным еще до тех пор, когда Небесный Царь назначит его на какое-либо служение и (пожалует) ему духовный сан. //**Собрание рукописей типа III. Поучение 7.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XIX. Паримия в среду четвертой седмицы Великого поста (Притч. 12:23–28; 13:1–9). **Суть богатяще себе, ничтоже имуще, и суть смиряющеся во мнозе богатстве** Высказывается наблюдение над непрочностию земных стяжаний. Есть люди, которые из нищих (**ничтоже имуще**) делаются богатыми, благодаря стечению счастливых обстоятельств или уменью вести житейские дела. Но они не могут быть уверены в прочности своего положения, ибо опыт показывает и противоположное явление: есть люди **смиряющеся во мнозе богатстве**, – есть обладатели **большого богатства**, которые вдруг делаются нищими и принуждены занять уничиженное положение в обществе, – и это происходит или по их вине, или вследствие неблагоприятных обстоятельств, например, пожара, грабежа. Судя по всему этому, нельзя почитать условием счастия земные стяжания, и следственно, не должно иметь к ним пристрастие. //**Толкование на паримии из Книги Притчей.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много** См. Толкование на [[old:pr:13:04#lopuxin_ap|Притч. 13:4]] [<10>]