[<10>] ====== Толкования на Притч. 14:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками** **Мудрая жена устроит дом свой.** Церковь терпением и надеждою Христовою построила себе дом, то есть учением и верою воздвигла и устроила приходящих к ней. **Глупая разрушит его своими руками.** Это значит: сделавшаяся виновницей своей вечной смерти. //**На Притчи Соломона.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XX. Паримия в четверг четвертой седмицы Великого поста (Притч. 13:20–26, 14:1–6). **Мудрыя жены создаша домы, безумная же раскопа руками своими** Под **домами** здесь разумеется домашнее хозяйство и семейная жизнь [[old:ps:126:01|(Пс. 126:1)]]. Благоустройство хозяйства и семьи зависит не от одного мужа, но и от **жены**. Достоинство **мудрой жены** состоит в том, что она – отличная хозяйка, трудолюбива и с бережливостию соединяет уменье снабжать дом всем, что нужно для продовольствия семьи; также в том, что она – отличная мать и воспитательница своих детей и усердная помощница мужу в домашних делах. Но горе дому, в котором всем заправляет **жена неразумная**! Она только расстраивает хозяйство и своим влиянием пагубно действует на душу детей. Положим, она может быть причиною этого зла ненамеренно; но зло от этого не перестает быть злом. Она не только не противодействует ему, а как бы намеренно содействует ему. Она как бы собственными руками, собственными усилиями разоряет **дом**, расстраивает хозяйство и губит семью. //**Толкование на паримии из Книги Притчей.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками** И всякая верующая душа, и вселенская кафолическая Церковь добрыми делами воздвигает себе дом в небесном отечестве, а дурные люди разрушают то, что хорошо устроено добрыми людьми, - либо ведут дурную жизнь, либо даже явно препятствуют. //**На Притчи Соломона.**// ===== Беза Копт ===== **Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками** Это означает, что мудрая женщина побуждает соседей своих к страху Божьему и любви, что в ее сердце к сестре и сестрам ее. Но, с другой стороны, глупая женщина разрушит их словами горечи, ненависти, злобы и гнева, как написано: //в устах глупого - бич// гнева [[old:pr:14:03|(Притч. 14:3)]], и это сказано о тебе. //**Письмо к Антиною.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-7 **Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем. В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их. Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст** Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости - безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. [[old:pr:12:04|12:4]]). Далее противополагаются - страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), - высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. [[old:pr:12:06|12:6)]], - свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. [[old:ish:23:01|Исх. 23:1;]] [[old:pr:12:17|Притч. 12:17]]), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека - не переоценивая значения богатства (ср. [[old:pr:10:15|10:15;]] [[old:pr:13:08|13:8]]), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств. [<10>]