[<10>] ====== Толкования на Притч. 15:16 ====== ===== Прп. Аммон ===== **Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога** Строго блюди себя, чтобы не брать и не получать ничего до тех пор, пока не удостоверишься, что это дарует тебе Бог. И что видишь [посланным тебе] от плода праведности, [даруемым] с великим миром и любовью, — это принимай; а что видишь [приносимым] от [плода] неправедности, [даваемым] с враждой, коварством и лицемерием, — этого не принимай и отвергай, рассуждая так: **Лучше частица малая со страхом Господним, нежели плоды многие с неправедностью**. //**Послания.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== **Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога** Счастие отнюдь не заключается в обилии земных сокровищ. Лучше иметь небольшия средства жизни и пользоваться ими со страхом Божиим, с смиренным чувством зависимости от Бога и упованием на Его милость, чем обладать огромными сокровищами, но не иметь страха Божия, питать в себе уверенность, будто при обилии земных сокровищ можно обойтись без Бога. Богач, чуждый страха Божия, в случае обеднения, есть самое несчастное существо: он впадает в уныние, в отчаяние, — ему незнакомы утешения веры, доступные бедняку, имеющему страх Божий. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-33 **Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. Путь ленивого - как терновый плетень, а путь праведных - гладкий. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою. Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу. Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит. Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему. Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить. Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит. Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости. Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение** Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия и с ненавистью к ближним (ст. 16-17, сн. [[old:ps:036:16|Пс XXXVI:16]]); в связи с последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн. [[old:pr:26:21|XXVI:21]]), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и мужества (ст. 19). Далее приводится не раз повторяемая мысль о том что дети, мудрые или неразумные - источник гордости или огорчения для своих родителей (ст. 20, сн.[[old:pr:10:01| X:1;]] [[old:pr:17:25|XVII:25]]), указывается различие, с точки зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн.[[old:pr:11:14| XI:14]]) и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. [[old:pr:11:07|XI:7;]] [[old:pr:14:32|XIV:32]]), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва, ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32-32, особенно же страх Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе нечестивых (ст. 25, 27, 30). **//Толковая Библия.//** [<10>]