[<10>] ====== Толкования на Притч. 15:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть** Так, кто принимает у себя гостей уже пресыщенных, то хотя бы и предлагал им множество яств, пресыщение гостей уменьшает цену угощения, так что и великое часто кажется не стоящим никакой цены, потому что гости приступают к яствам без удовольствия. Напротив, кто принимает алчущих, имеющих сильное желание угощения, то, хотя бы предлагал скудную трапезу, она кажется великою, так как угощаемые с большим удовольствием вкушают предлагаемое. Таким же образом и мы, уверенные в вашей духовной алчбе, не сомневаемся постоянно предлагать любви вашей нашу трапезу, хотя бы простую и скудную. Так и премудрый сказал: **Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть** [[old:pr:15:17|(Притч 15:17)]], выражая тем, что любовь иначе смотрит на предлагаемое, что очам ее и скудное кажется роскошным, и малое - великим. //**Гомилии на Шестоднев.**// ---- **Лучше блюдо зелени, и при нем любовь** [[old:pr:15:17|(Притч 15:17)]]. Это значит, что при страхе Божьем, при любви между людьми, если она есть, лучше малое, чем многое; не в дорогом удовольствие, а в удовольствии дорогое, как говорит Гесиод. //Презирающий грехи утишает распрю// [[old:pr:15:18|(Притч 15:18)]]. Неразумный ничего не делает с размышлением, а разумный //идет прямою дорогою// [[old:pr:15:21|(Притч 15:21)]], то есть являет действие по своему намерению. Пренебрегающие рассматривать нужное дело с другими презирают совет, поэтому бывают нетверды, думая, что они значат нечто, хотя ничего не значат. Нужно поэтому советоваться не с собою, но со многими. //**На Притчи Соломона.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть** Этими словами напоминается о том, что ранее нам сказано, - что сущность вечери любви не в салатах, а в любви, какая должна проникать собою пиршество. Но если средний путь лучший во всем, то он должен быть наблюдаем особенно при устроении пиршеств. Крайности опасны, а средние пути правильны. Под средним же путем я разумею отсутствие недостатка в необходимом. //**Педагог.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть** Ты же будь доволен своим, и да не питает тебя убыток другого. Благая пища есть простота невинности. Тот, имея свое добро, не станет зариться на чужое и не воспылает пламенем алчности, для кого всякий достаток есть в добродетели убыток, страстям же возбуждение. И посему блаженна, если знает благо свое, добродетельная бедность, и всем богатствам следует предпочесть ее, ибо **лучше немногое со страхом Господним, нежели большие сокровища без страха** ([[old:pr:15:17|Притч 15:17;]] LXX). Ибо сколько нужно человеку, чтобы прокормиться? Или если спросишь, чего хватает другим, чтобы быть довольными, окажется, что это весьма немного; ибо **лучше стол с зеленью, и при нем любовь, чем стол с откормленным быком, и при нем ненависть** (ср. [[old:pr:15:17|Притч 15:17]]). Итак, будем пользоваться нашими талантами для стремления к согласию и спасению, а не для плутовских козней против тех, что не приносят нам вреда. //**Шестоднев.**// ===== Ориген ===== **Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть** Часто из-за этого пиршество бедное и простое, но устроенное от чистой совести людьми, не могущими предложить нам большее, мы принимаем, будучи позваны в гости, с большим удовольствием, чем высокие, но с познанием Бога не мирящие слова, в которых со лживой убедительностью предлагают нам иное учение, нежели то, которое открыто Отцом Господа нашего Иисуса, Который есть начало пророков и закона. //**О молитве.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть** См. Толкование на [[old:pr:15:16#lopuxin_ap|Притч. 15:16]] [<10>]