[<10>] ====== Толкования на Притч. 17:10 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-20 **На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом. К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду** Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10). Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. [[old:ps:034:05|Пс XXXIV:5-6;]] [[old:ps:077:49|LXXVII:49]]). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека - медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха [[old:prsir:25:16|(Сир XXV:16-22)]]. В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. [[old:pr:03:33|III:33]]). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 - по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. [[old:pr:24:24|Притч XXIV:24;]] [[old:is:05:23|Ис V:23]]). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. [[old:pr:06:01|VI:1-5;]] [[old:pr:11:15|XI:15]]. В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. [[old:prsir:28:19|Сир XXVIII:9]]). Для ст. 20 ср. [[old:pr:06:14|Притч VI:14]]. [<10>]